Пятая степень огнестойкости

“Письма счастья”
Время неумолимо, и с его течением меняется многое, скажем, уровень требований к пожарной безопасности. Если “2-й дом социального обеспечения старгубстраха”, где по воле Ильфа и Петрова разместился приют для одиноких старушек, обходился только одним “пеногоном-огнетушителем “Эклер”, то через 86 лет после описываемых авторами событий условия и требования к содержанию подобных заведений изменились кардинально. Несмотря на это, практически ежегодно мы цепенеем от очередной информации о трагедиях в домах-интернатах для престарелых, инвалидов, умственно отсталых. И везде причина трагедии – человеческий фактор: курили в неположенном месте, включили неисправный электроприбор, загромоздили запасный выход... С одинаково тяжкими последствиями горят дома, сооружённые из дерева, кирпича, бетона.
После каждого такого резонансного происшествия освобождаются от должностей руководители различного уровня, возбуждаются уголовные дела. И, как следствие, назначается очередная тотальная проверка противопожарного состояния специализированных домов по всей России.
13 сентября в Новгородской области загорелся психоневрологический интернат. В момент возникновения пожара там находилось 59 человек, включая медицинский персонал. Через десять дней после этих событий каждый обитатель Зейского специального дома для одиноких престарелых получил на руки “письмо счастья” за подписью министра социальной защиты населения Амурской области Нины Санниковой. В нём сообщалось, что огнестойкость здания, которое давно стало родным домом для пожилых людей, “не позволяет использовать его для размещения государственного учреждения с круглосуточным проживанием граждан”. Министерство уведомило каждого из 29 обитателей о “планируемой ликвидации государственного бюджетного учреждения “Зейский специальный дом для одиноких престарелых”. Каждому пожилому человеку было предложено, на выбор, отправиться в аналогичные дома, расположенные в Свободном, Белогорске, Благовещенске, Екатеринославке и Серышеве.
Это мы уже проходили
Для пожилых людей предложение стало настоящим шоком. На стихийном собрании, которое прошло в холле, было решено не принимать предложение “министерства по их защите”. Но в бумаге на этот счёт есть разъяснение, из которого следует, что в случае несогласия на переезд жильцам будет предложено продолжать проживание на условиях социального найма по договору с администрацией города. В этом случае здание будет передано муниципалитету и превратится в обычную малосемейку.
Нынешний “специальный дом для одиноких престарелых” отличается от стоящих неподалёку малосемейных общежитий, как ресторан от затрапезной забегаловки. Здесь очень чисто и уютно. Много цветов и категорически запрещено курить. Для того чтобы не проходили случайные люди, круглосуточно дежурит вахтёр, оборудован кабинет для медика, и каждый из жителей этого дома может всегда обратиться за помощью. Учитывая же возраст постояльцев, помощь им нужна довольно часто. Благодаря спонсорской помощи Зейской ГЭС в бытовых комнатах и на кухнях очень приличная мебель. Многие здесь живут по восемь-десять лет. За это время сложилась определённая атмосфера, которой очень дорожат люди и обслуживающий персонал. Здесь все вместе встречают праздники, отмечают юбилейные даты, ходят друг к другу в гости.
Перевод дома для одиноких престарелых в разряд малосемейного общежития станет катастрофой для пожилых людей. Это означает, что вход сюда станет беспрепятственным и в короткое время весь этот годами создаваемый уют может просто исчезнуть. Если поселить хоть одного человека с асоциальной ориентацией, то в короткое время дом наводнят люди, которые быстро превратят его в то безобразие с разбитыми и загаженными унитазами, выбитыми окнами, прокуренными и изуродованными коридорами. Всё это мы уже проходили.
Как приговор...
“Пятая степень огнестойкости”. Это как приговор, и уже теряет смысл такой весомый аргумент, как вся ранее смонтированная (в соответствии с требованиями) система пожарной сигнализации, видеонаблюдение, внутренняя и наружная связь, оборудование запасных выходов, новая электропроводка.
Но, как справедливо заметила заведующая домом одиноких престарелых Елена Карандашёва, “здание стало деревянным не сегодня”. И вопрос о выделении другого здания поднимается не первый год. Говорили об этом ещё при руководстве Дмитрия Булдина, но дальше обсуждения дело не пошло.
Но вот что ещё обескураживает. Министерство социальной защиты населения допускает вариант дальнейшего проживания в этом доме пожилых людей, но на условии, что оно (министерство) снимает с себя ответственность за их дальнейшую судьбу. Получается парадокс: при соблюдении всех правил пожарной безопасности эксплуатации деревянного здания пятой степени огнестойкости жить в нём пожилым людям нельзя. Но если перевести его (здание) в разряд малосемейного общежития с полным отсутствием системы сигнализации, то пусть старички живут себе на здоровье. За их безопасность пусть отвечает муниципалитет. Нет дома престарелых – и нет проблем.
Чтобы понять эту логику, нужно родиться и жить в России (но лучше не доживать до одинокой старости).
И ещё не нужно забывать то, что жильцы этого дома абсолютно беззащитны. Ну не привыкли они и не умеют, пихаясь локтями, отстаивать своё место под солнцем. Если они будут предоставлены сами себе, то вряд ли смогут сохранить сложившийся быт перед натиском тех, кто не привык церемониться с соседями.
Григорий Филатов.
Фото автора.
"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник


Комментарии
RSS лента комментариев этой записи