Будни за рулем

Воспоминания
В 1972 году в связи с реорганизацией Дамбукинского автохозяйства произошло его переименование в Зейскую транспортную контору «Амурзолото». Предприятие существовало для доставки грузов по Зейскому району и области. Из п. Берегового привезли вагончик, где разместили диспетчеров. Автомобили стояли на улице. Двигатели грели кострами или паяльными лампами, правда их практически не было. Воду в двигатели брали в кочегарке «Драгстроймонтажа».
Тем временем разворачивалось строительство. Возвели диспетчерскую и боксы на три машины. По крайней мере, ремонт можно было делать в тепле. Соорудили воздухогрелку: был проложен трубопровод с вентилями, от которых отходили рукава под двигатель каждой машины. Машину накрывали брезентом, чтобы скапливалось тепло, вода тоже грелась в воздухогрелке. Чтобы разогреть автомобили, рабочий приходил в 4 часа утра, включал аппарат, и через пару часов машины были отогреты.
Позже построили контору, большой кирпичный гараж, который отапливался от собственной котельной. Кстати, он до сих пор в действии, сейчас там расположена продуктовая база.
Начальником транспортной конторы работал в те годы Аркадий Мартьянов. Он командовал из Берегового, где тоже был гараж. В Зею переехал, когда построили жилье. Аркадий Евгеньевич пользовался уважением, его ценили за добрый нрав. После него начальниками работали Нечитайло, Евтушенко.
Позже райком партии прислал на место начальника товарища, который прежде трудился в АТУ “Зеягэсстрой”. Он сразу начал устанавливать свои порядки. Рабочие говорили: «Пришел со своим уставом в чужой монастырь». В то время по решению общего собрания коллектива можно было руководителя освобождать от должности. А он, действительно, всех допёк. Собрали собрание, все, кроме конторских, высказали свое мнение, и большинство проголосовало за увольнение. Уходя, несостоявшийся начальник сказал: «Спасибо, преподали урок. Зла на вас не держу».
Выбрали начальником Леонида Тарана, который работал с нами водителем. Леонид Александрович (ему в прошлом году исполнилось 90 лет) – коммунист, окончил Иркутский пушной техникум. С его приходом обстановка нормализовалась: план выполняем, технику безопасности соблюдаем, праздники отмечаем, на демонстрации ходим.
Зейская транспортная контора после была реорганизована в «Покровский рудник». Я в этом коллективе проработал десять лет. Рядом со мной трудились водители: Илья Ласточкин, Борис Чепурихин, Георгий Логунов, Иван Сапожников, братья Анатолий и Виктор Семибратовы, Геннадий Шапорев, Владимир Селинцов, Николай Красников, Владимир Мальцев, Александр Сухоручко, братья Павел и Николай Заикины, Митрофан Галин, Николай Кравцов, Александр Шуранов, Геннадий Еремко, Михаил Кривцов, Виктор и Роман Марьянко, Виктор Фризин, Александр Антипин, Сергей Парубенко, Александр Тхор, Александр Листков, Аскар Габидуллин. Мотористы: Сергей Рябухин, Юрий Шалашов, Сергей Хромовской и другие. Диспетчеры: Нина Мартьянова, Валентина Шилина, Валентина Еремко.
Как-то Митрофан Галин и Петр Антонюк на ГАЗ-53 везли в Береговой полтуши мяса. Попросили меня, чтобы я их перетащил через перекат на
р. Гилюе. Мой «Урал» мог переходить по речке с уровнем воды до двух метров. Перед выездом на дорогу находилась впадина с незамерзшей водой. Мы с Антонюком переехали, а машина Галина проломила лед и легла на бок. Мясо из кузова скатилось в воду. Машину-то мы быстро подняли, а как вытаскивать мясо? Отправился я тогда на метеопост, чтобы позаимствовать резиновые сапоги. Переобулся, зашел в воду, зацепил тушу, и ребята веревкой вытащили её на брезент. А когда стали грузить, мясо уже обмерзло, стало скользким. Ох, и намучились мы! Но до базы довезли.
Однажды в гараже проходили техминимум по правилам дорожного движения. Начальник ГАИ Игорь Лисицын прочитал лекцию. А потом перешел к практике. Говорит: «Есть пустая бутылка? Несите. Может, есть полная? Тоже несите».
Вызвал двоих. Дает задание: от уровня груди отпустить бутылку и около пояса поймать одной рукой. Потом наливает мужикам по 100 граммов водки. Сидим минут 15, разговариваем. А потом он просит опять повторить эксперимент с бутылкой. Но реакция у водителей уже не та, бутылку они ловят через раз. «Вот, – говорит Игорь Михайлович, – наглядно показал вам, что с приемом алкоголя реакция притупляется».
Однажды Володя Мальцев вез стекловату. В п. Кировском заехал на базу экспедиции, чтобы оставить машину в гараже. Договорился с тетей Марусей поставить автомобиль. Женщина спрашивает: «А что ты там красивое везешь, такое белое, голубое? Можно рулончик взять?». «Ой, – отвечает Володя, – недостача, теть Маш, будет. Ну да ладно, возьми один рулон». Тетя Маша взяла два. Один расстелила в сторожке на топчане. Другой унесла домой. А к ней дочка пришла ночевать, улеглась на мягкую постель, на которую мать под белье стекловату расстелила. Да, пришлось потом горемыкам почесаться.
А еще помню, как-то Илья Ласточкин спрашивает нас: «Как вы ночью за рулем не спите?». Ну, кто-то и прикололся: «А мы останавливаемся, отойдем от машины, шапку через себя бросим, подберем, садимся в машину и едем. Сон как рукой снимает». Илюша так и сделал. Но шапка упала между машиной и бочкой – на раздаточную коробку. И он её не нашел в темноте. «Ну что, не спал?» – спросили мы его, когда он вернулся из рейса. «Как тут уснешь, – грустно вздохнул парень, – без шапки холодно».
Одна из наших машин Газ-53 покоится на дне Зейского водохранилища. Но водитель Петр Антонюк остался жив.
Леонид Серебренников.
"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник


Подробнее...