Новый год в тайге
– Можно подумать, что ты сам встречал каждый Новый год исключительно за праздничным столом.
– Ну, не всегда...
– Вот и напиши об этом.
– Может, и напишу. Но о своих приключениях я всё знаю, а о твоих – нет.
– А это будет интересно?
– Зависит от того, как расскажешь.
– Тогда расскажу, что вспомнилось, навскидку. Было это с четверть века назад. Работал следователем. Не тебе объяснять, что работать в ту пору приходилось днём и ночью, без выходных и праздников. Но получилось так, что ещё в начале декабря я знал, что эту новогоднюю ночь проведу в кругу семьи. Тем более что дежурным следователем уже был в минувшем году. В общем, готовились к Новому году: шампанское купили, достали даже икры и майонез для оливье. Но 31 декабря, утром, заходит в мой кабинет начальник следственного отдела и вижу по его глазам, что предстоит мне дорога дальняя, а возможно и ночь в неуютном казённом доме. Первая мысль: “Успею или нет вернуться к новогоднему столу? Если недалеко, то успею”. А тот объясняет, что в тайге, в 100 километрах от Бомнака, обнаружен труп охотника.
Понятно, что за полдня не успею в глухую тайгу съездить и назад вернуться. Дай Бог, дня за два обернуться, но пытаюсь трепыхаться: “Пусть следователь прокуратуры и едет. Это их подследственность”.
– Их, – соглашается начальник. – Но ты же знаешь, что следователей там всего два, да к тому же женщины. Куда их в тайгу и в такой мороз. Собирайся, самолёт через час, а тебе ещё до аэропорта добраться нужно.
Пробежал я по кабинетам. Кто унты собачьи дал, кто шубу, а приятель сунул мне в карман бутылку водки. Пригодится, говорит. Схватил следственный чемоданчик и в аэропорт, а по пути судмедэксперта захватили. Когда на аэродром вбежали, АН-2 уже собирался на взлётную полосу выруливать. Заскакивали чуть ли не на ходу. Пристроились на каких-то рюкзаках. Полетели.
Морозы в тот год стояли сумасшедшие, но когда прилетели в Бомнак, то поняли, что о настоящих морозах ничего не знали. Даже дыхание перехватило.
Вместе с участковым инспектором забрались мы в пропахшее соляркой нутро вездехода и покатили в неизвестном для меня направлении. Дорога кончилась быстро и обступил сплошной лес. Как ориентировался водитель, до сих пор не пойму, но ехал уверенно. По-моему, просто искал место, где деревья потоньше, и сшибал их прямо на ходу. Так и ехали под грохот двигателя и падающих деревьев. До стойбища оленеводов добрались во второй половине дня. Только тогда я почувствовал, как проголодался. До сих пор благодарен тем людям, которые от души накормили нас мясом и напоили чаем.
Пока чаёвничали, оленеводы снарядили четыре упряжки. В каждой по два оленя. Взобрались на нарты и поехали дальше. По-моему, повезло тем олешкам, которые везли каюра и меня. Весу-то в нас немного, а вот участковый и судмедэксперт оказались ребятами грузными и оленям пришлось напрячься. К тому же они по очереди на ухабах сваливались с нарт и тогда следом идущая упряжка осторожно переступала через барахтающегося в снегу недотёпу. А у меня как-то всё легко и сразу получилось, и я даже начал покрикивать на оленей. Мысли о неудачной встрече Нового года как-то сами собой улетучились, стало легко и весело. А чтобы мороз не донимал, время от времени соскакивали с нарт и бежали рядом.
К месту происшествия добрались уже в сумерках. Осмотр и доставка мёртвого на узеньких нартах – грустная история. Не стоит об этом рассказывать.
Возвращались в полной темноте и ехали уже раза в два медленнее. У меня только одна мысль была: успеем до полуночи добраться до стойбища или встретим начало нового года на нартах? Успели. Там и моя бутылка пригодилась. Правда встреча была больше похожа на поминки, но тут уж ничего не поделаешь.
Знаешь, сколько лет прошло, а не жалею, что когда-то вот так пришлось встретить Новый год.
Григорий Филатов.
"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник


Подробнее...