Русская индианка

Екатерина Старичихина – жительница города Зеи, интересный человек и собеседник. Среди ее увлечений – пение, шитье, танцы и путешествия. Девушка окончила Амурский областной колледж культуры, а после – поступила в Московский государственный институт культуры и искусства. В этом году, закончив вуз, она стала дипломированным специалистом.
– Я работаю фрилансером, – немного обескуражила меня новая знакомая. – Фрилансер – это свободный наемный работник. То есть я сама себе хозяйка, никто не может «надавить» на меня.Когда нужен отдых – позволяю себе взять тайм-аут, чтобы прийти в форму. Это та работа, которая, действительно, в радость.
Семилетний стаж
В настоящее время Екатерина увлекается индийскими танцами. Заниматься ими она начала в Москве, продолжила в Индии. По словам девушки, страсть к этому виду искусства испытывает с детства: и русские народные, и классические, и танцы народов мира – любые вызывают в ней восхищение.
– Изучала и современные танцы, – признается фрилансер. – Не скажу, что танцевала в каком-то узком направлении типа хип-хоп или модерн. Современная хореография довольно обширна, но я семь лет занимаюсь индийскими танцами. И мне это очень нравится.
Путешественница я
С таким опытом Екатерина могла бы открыть свою школу или студию, но, как сказала девушка, ее это пока не интересует. Чтобы открыть студию, нужны не только деньги и время, ты станешь привязанной к одному месту, где-то осядешь. Но это не для Екатерины. «Я как перекати-поле: то здесь, то там. Путешественница я!».

Первая страна, которую посетила танцовщица, – Китай. Произошло это во время обучения в Благовещенске. Ездила не одна, а с творческим коллективом для участия в концертах. Училась Екатерина тогда на эстрадно-вокальном отделении. Затем было еще несколько выездов с хореографами на различные фестивали. Кроме того, Екатерина успела попробовать себя в качестве актрисы в фильме «А зори здесь тихие…», который снимали китайские режиссеры.
А потом она уехала учиться в Москву. Много путешествовала: отдыхала в Египте, побывала на Украине. И однажды добилась гранта на обучение индийским танцам в Индии. Не раздумывая, отправилась туда. Прожила в чужой стране год, училась, а потом еще два года ездила туда, работая фрилансером.
Осознанный выбор
– Впечатлений от этой страны у меня осталось очень много, – улыбается Екатерина. – Выбрать что-то одно и назвать это самым ярким невозможно. Индия такая страна, в которой впечатлений бывает очень много за один день. Рассказывать можно бесконечно.


Проживала девушка в столице – Дели, работая свободным наемным сотрудником на свадьбах, часто выезжала за город. Рассказывает, что в деятельности фрилансера не только плюсы, но и минусы – работа по очень жесткому графику. В Индии есть такая специфика труда – нерегламентированное время. Если в России и странах Европы существует понятие тайм-менеджер, то там о таком даже не слышали. Фрилансер на свадьбе работает в среднем два часа. Но в общей сложности (с учетом времени, потраченного на дорогу туда и обратно) тратится около десяти – двенадцати часов.
– Работа вечерняя, – добавила Екатерина. – В 10-11 вечера начинаешь, заканчиваешь в 12, а до трех ночи можешь ждать, пока тебя увезут домой. Только к утру оказываешься в своей постели. То есть с пяти вечера и до пяти утра не бываешь дома. Это утомляет. Если бы время было регламентировано, было бы проще. Но это мой осознанный выбор, от которого не откажусь. Всегда стараюсь думать только о хорошем, о ярких впечатлениях и эмоциях. А работа доставляет мне удовольствие.
Барьеры преодолимы
Когда человек приезжает в чужую, незнакомую страну, сталкивается с определенными препятствиями – культурный шок, языковой барьер и так далее. Так было и у Екатерины. Танцовщице пришлось заново учить английский, поскольку школьного курса было недостаточно. Необходим был язык на уровне разговорного.
– Занятия проводились в виде лекций, – поведала она о трудностях обучения, – рассказывали теорию танца. Контактировать с людьми было тяжело, поскольку без знания языка общаться невозможно. В России сложилась такая система обучения иностранному языку, что детей учат делать перевод со словарем, а разговаривать не учат. Поэтому было трудно. Еще одним препятствием стало то, что в Индии английский не такой, как в других странах. Его называют хинглиш: английский и хинди вперемешку. Я понимала, что мне говорят, но с трудом могла выразить свои мысли. Только через полгода стала более уверенно общаться с людьми.

Барьер общения стирался. Екатерина прислушивалась к разговорам на улицах, в магазинах. Старалась заполнить пробелы. Читала книги, заглядывала в словари. Так и освоилась в стране.
Страна контрастов
– После первой рабочей поездки в Индию от университета я стала изучать ведическую культуру, – говорит Екатерина, – ведь все танцы несут в себе смысловую нагрузку. Мне было интересно понять, «о чем» я танцую. Хотелось знать суть танца. Следовала ведическим писаниям, образу жизни и поняла, что это очень схоже с нашей культурой, с российским бытом. Поэтому следовать этому было не сложно – такой образ жизни был мне близок.
По словам танцовщицы, после первой же поездки она осознала, что Индия – необычная страна. Индия – это страна контрастов. В один момент тебя могут возвышать до уровня полубога и тут же – опустить ниже плинтуса. Один день ты можешь есть из серебряной посуды, а во второй – перебиваться с хлеба на воду. Первое, что увидела Катя в Индии, – грязь, людей, спящих в канавах, на тротуарах и лавочках. От этого получила легкий эмоциональный шок. Прожив в стране неделю, глаз «замылился», девушка перестала видеть нищету и беспомощность, замечать грязь. А потом ей пришлось работать в семьях со средним и высоким достатком.


Мы все ра(з/в)ные
– К изучению индийской культуры меня привела влюбленность, – улыбнулась Екатерина. – Понравился молодой человек, с первой поездки мы с ним общались, долго переписывались, я думала, что он любовь всей моей жизни, и чтобы преодолеть барьер, я стала изучать культуру Индии. Сегодня я благодарна этому человеку за то, что он помог мне выбрать путь. Тогда я думала, что все мы раВные. Разная культура, вера – это мелочи, их можно преодолеть. Но когда пообщалась с индийскими людьми, в частности, с мужчинами, поняла, что мы раЗные.
Понятия «хорошо» и «плохо» разнятся. В России в детях воспитывается честность, прививается сострадание, порядочность. А для индийцев в порядке вещей – обман. Говорить неправду, юлить, изворачиваться – чуть ли не основа их жизни, это, наверное, передается с молоком матери, считает Катя. Народ Индии может придумывать такие нелепые, но правдоподобные истории, что ты порой чувствуешь себя дураком.

Еще одной отличительной чертой этого народа она называет материализм. Для славян превыше всего самореализация в духовном, психологическом плане. А индийцы гонятся за деньгами. Живут, чтобы заработать много денег. И тратят они их с шиком. Чего только свадьбы стоят! Весь институт брака построен на деньгах. В Индии есть специальные сайты, где и мужчины, и женщины заполняют анкеты, в которых указывают, какой партнер нужен пользователю сайта. Их интересуют заработок, профессия, данные о семье. Индийцы женятся на деньгах. Разводятся только богатые мужчины, потому что закон в Индии всегда на стороне женщины. Если жена просит развод, то практически все достается ей.
– Женщина может выйти замуж за любого мужчину. Свадьбу играют за счет невесты, но жених должен подарить золото на 250-300 тысяч рупий, купить квартиру и машину. После женитьбы, спустя, например, месяц женщина едет к родителям и говорит, что хочет развестись. Они вместе идут в полицию, пишут заявление, указывают, что муж обижает свою жену, не кормит, денег на новое сари и прочие покупки не дает. И при разводе все достается ей, – рассказывает Катя.
На этом, по словам Екатерины, индийские женщины даже бизнес построили. Таким образом они обеспечивают себе роскошную жизнь. Заработанные на разводе деньги идут на оплату заграничных поездок, наем прислуги, покупку богатых вилл и так далее. Многие из тех, кто изучает индийскую ведическую культуру, думают, что в Индии люди живут целомудренно, по тем законам, которые прописаны в ведах. А когда видят другую сторону, невольно разочаровываются. Индийцы – отпетые материалисты, у них и дружба, и любовь только ради денег, –такое впечатление сложилось у Кати.
Лучшая работа
– В этой стране есть такая работа «гость», – поделилась танцовщица. – Индийцы очень любят похвастаться перед людьми. На одной из свадеб я работала гостем. Есть специальное место для проведения различных торжеств (если описывать габариты площадки, то она примерно размером с зейский городской стадион) обязательно все декорировано под замки (как молодоженам захочется) драпировками, шарами, цветами. Туда могут пригласить совершенно незнакомых людей, считая, что на свадьбах чужих не бывает. Мало того что тебя накормят, так еще и заплатят за то, что пришел. Но я люблю такие мероприятия не за плату, а за то, что там можно пообщаться. Люди открытые, с удовольствием идут на контакт. Это, пожалуй, самая лучшая работа, которая только существует в мире (смеется). Мне нравится работать гостем, хотя я очень люблю танцевать, выступать на сцене.

Обвешаться золотом – и на сцену
Из Индии Екатерина привезла много различных костюмов, сари и украшений для танцев. Например, в комплект украшений для южно-индийского классического стиля бхарат-натьям (Bharatha Natyam) входят: длинное и короткое ожерелья, серьги, серьги с «уздечкой», две серьги в нос, украшения на голову с «пробором», браслеты на руки и на ноги, различные пояса. По словам Екатерины, танцовщицы, которые выступают в таких украшениях постоянно, уже не чувствуют их вес. В северном стиле танца, катхаке, используются колокольчики, которые надеваются на ноги. Вес одного – один килограмм.
– Все индийские танцы исполняются босиком, – подчеркивает Екатерина. – Изначально это храмовые танцы. А в храм, дом Бога, как известно, входят босиком, поэтому в обуви танцевать нельзя. Единственное, что допускается, – окрашивание специальной краской. Иногда раскрашивают в форме обуви, но традиционно танцовщица наступает в емкость с краской, чтобы окрасить «след» ступни. И крайние фаланги пальцев рук тоже красят хной или специальной красной краской.
Танцовщица попутешествовала и внутри страны. Ездила в Калькутту – северо-восточное побережье штата Ориссо, в Джеганнатх Пури – святой город, знаменитый храмом Джеганнатхи, побывала также на юге Индии – в штате Керала.
Это любовь
– Больше всего мне нравится Джайпур, – с восхищением говорит путешественница, – индийский город в соседнем с Дели штатом. В Джайпуре особенные архитектура и атмосфера. Когда я впервые попала в этот город, увидела его на восходе солнца, у меня ёкнуло сердце. Я верю в реинкарнацию, переселение души, смену тела. Как-то мы с подругами ехали на машине в Джайпур, выехали рано, дремали по дороге. Я проснулась примерно в половине десятого утра. Там есть такой отель «Радж Пэлас», находится в горах. И вот открываю глаза, а передо мной – чудо. Солнечные лучи. Потрясающая картина. У меня действительно внутри что-то щелкнуло и дыхание перехватило. Ощущение было такое, словно я приехала домой. И до сих пор, когда приезжаю в Джайпур, возникает ощущение, что я дома.
На вопрос: «Катались ли вы на слонах?» – Катя, смеясь, отвечает, что не довелось. Но зато на верблюде проехала. Когда она впервые увидела, как идет верблюд, то поняла, что это самое грациозное существо на планете.
– После слонов, конечно же, – смеется девушка. – Слоны – моя любовь. Я их обожаю. Несмотря на размер и вес, они умеют красиво двигаться. Интересные животные. Грацию слона я увидела тогда, когда его по улицам водили. В этом году в Индии был праздник, по традиции по улицам ездили машины с артистами, играла музыка, люди наряжались в костюмы. Слон символизирует бога Ганешу (человек с головой слона) и без него не могло обойтись празднество. Мы с подругой наблюдали за процессией с балкона. Было всем очень тесно и машинам, и людям. А тут слон. Он, словно серое облачко, украшенное расшитыми золотом помпонами, шел, и ему, казалось, ничто не мешало. В тот момент я и поняла, что слон – это любовь на всю жизнь.
Сейчас Екатерина ждет ответа на разосланные резюме. Планирует дальше заниматься танцами. Она мечтает, что новая поездка за границу принесет ей нечто большее, чем просто удовлетворение от любимого дела. Пока в ее планах посетить Китай, где она не была около десяти лет. Или в Японию, а может, вообще в Испанию.
Екатерина Зырянова.
Фото из архива
Екатерины Старичихиной.
"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник


Подробнее...