Воспитание человека

«Мой дом – Россия!»
«Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а прежде всего, воспитание человека» – говорил выдающийся педагог Василий Сухомлинский, считая музыку важным средством нравственного, патриотического и умственного воспитания человека.
Детская школа искусств г. Зеи – один из примеров сохранения и развития сложившейся в России уникальной системы музыкального образования.
Важнейшей составной частью воспитательного процесса в школе искусств является воспитание патриотизма.
Педагогический проект ДШИ «Мой дом – Россия!» – это не просто долгосрочный творческий, групповой проект (с сентября 2017 г. по май 2019 г.) – это скорее взгляд на патриотизм как на важнейшую ценность в социальной, духовной, нравственной, культурной жизни.
Основной идеей проекта является формирование у детей чувства любви к своему Отечеству – малой родине на основе музыкальной, хореографической либо изобразительной деятельности.
Проект был органично вписан в работу ДШИ, предусматривал раскрытие творческих способностей ребенка на основе традиций русской культуры и представлял собой последовательный процесс совместной деятельности взрослых и детей.
Отправной точкой проекта явилось анкетирование. Было опрошено 50 учащихся в возрасте от 10 до 17 лет, которые ответили на 10 вопросов. В ходе анкетирования мы выяснили, что не все участники опроса отчетливо понимают, какой смысл скрывается за словами «патриот», «гражданин», «патриотизм», какие именно качества они должны воспитывать в себе, чтобы стать в будущем опорой для своей страны. Любят свой город и желают ему развития 100 % учащихся. Готовы участвовать в различных акциях, чтобы жизнь в городе была ярче и интереснее 96 % опрошенных воспитанников
«Прошлое и современность» – таким был девиз проекта «Мой дом – Россия!». Акцент в деятельности преподавателей и учащихся делался на изучение темы сохранения традиций прошлого в художественном творчестве. Преподаватели провели открытые уроки по темам: «Символическое значение русской народной вышивки», «Деревянная резьба как вид декоративно-прикладного искусства на примере старого города Зеи», «Геральдика. Герб города». «Развитие музыкальных способностей с использованием попевок на основе русского фольклора, направленное на патриотическое воспитание детей с ограниченными возможностями», «Русская народная песня на уроках слушания музыки, сольфеджио, сольного пения и хора». Преподавателями были подготовлены методические сообщения о значении русской народной песни в освоении и развитии вокально-интонационных навыков учащихся, навыков многоголосного пения в знакомстве с культурой и обычаями нашего народа через песенное творчество. Ребят увлекли темы классных часов: «Старый Новый год», «У патефона», «Коса – девичья краса» и другие.


Интересная работа проведена в классе скрипки: учащиеся готовили устные журналы и презентации, используя народный фольклор, поэзию, сказки, эпос в музыке русских, советских и современных композиторов, виртуально побывали в музеях Золотого кольца России, где ознакомились с многообразием видов декоративно-прикладного искусства, а также слушали колокольный перезвон Суздальского монастыря и русскую духовную музыку.
В рамках школьного проекта прошли встречи с творческими людьми нашего города – членом Союза художников России (Амурское отделение), преподавателем живописи и рисунка Борисом Седовым, заслуженным работником культуры РФ, начальником отдела культуры, архивного дела администрации г. Зеи, руководителем оркестра русских народных инструментов Анатолием Носовым.
В школе работает планомерная система в отношениях школа-семья. Работа с родителями – одно из важных условий реализации проекта, так как именно в семье закладываются основы мировоззрения ребенка, его морали и эстетические вкусы. В проекте предусматривалось повышение педагогической культуры родителей, совершенствование и распространение интересного опыта семейного воспитания, участия родителей в мероприятиях школы.
Мастерство
Так условно были названы мероприятия, проводимые в рамках проекта, связанные с конкурсной и концертно-выставочной деятельностью.
Новая и интересная форма работы была представлена классом сольного пения – мюзикл «Волк и семеро козлят на новый лад» по мотивам русской народной сказки, где добро побеждает зло.
Как всегда, много зрителей собирали Музыкальные гостиные. Темы, которые предлагались слушателям, были посвящены духовным ценностям, которыми богата наша великая Родина. Тематические концерты к красным датам календаря, отчетные концерты отделений и творческих коллективов традиционно вызывают большой интерес у жителей города.
Конкурсы – это еще один большой пласт работы ДШИ. Активность учащихся еще раз подтвердила желание воспитанников в соревновании проявлять свои лучшие качества, добиваться успеха, а педагогов – умение создавать ситуацию успеха и управлять ею. За время реализации проекта учащиеся школы приняли участие в 15 международных конкурсах, четырех всероссийских, семи региональных, шести зональных, двух городских и пяти школьных, в которых приняли участие 329 учащихся. Проведено 62 мероприятия патриотической направленности.
Подводя итоги работы над школьным проектом «Мой дом – Россия!», следует отметить, что приобщение учащихся к работе в проекте развивает у них познавательный интерес к различным областям знаний, является эффективным для формирования качеств гражданина и патриота средствами искусства.
Нина Королева, завотделением струнно-смычковых инструментов ДШИ г. Зеи.
"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник


Подробнее...