Жизнь в сёла возвращается

Когда перемытые паводком дороги стали пригодны для проезда, корреспондент «ЗВС», вместе с председателем районного Совета Андреем Гибадуллиным, депутатами Леонидом Кожевниковым и Владимиром Кунсайтесом, побывал в Амуро-Балтийске и Ивановке.
Недоразумение на Гулике
До поездки с представителями районного Совета оставалось немного времени, и для полноты впечатлений последствий от разгула стихии решил осмотреть состояние моста через реку Гулик.
Размытый участок дороги перед мостом уже приведён в относительно нормальное состояние: дорожное полотно подсыпано, отгрейдировано, опасные места обозначены и огорожены. Установлен знак ограничения скорости.
Все ездят по аварийному железобетонному мосту, а подмытый с обеих сторон временный мост похож на жалкий кургузый огрызок посреди речки. Сейчас он меньше всего напоминает инженерное сооружение, предназначенное для движения транспорта и пешеходов.
Не раз приходилось читать, что инженеры-мостовики старой (дореволюционной) школы, сдав объект в эксплуатацию, при первом проезде железнодорожного состава становились под мост и тем самым давали понять, что абсолютно уверены в прочности спроектированного и построенного ими сооружения. Мосты эти потом эксплуатировались столетиями, благополучно пережив не только царизм, но и эпоху социализма.
Временное же сооружение через Гулик в деревянном исполнении живёт от паводка к паводку. И это уже не просто инженерная конструкция, а вещественное доказательство непрофессионализма проектировщиков. Неужели никому не придёт в голову проверить расчёты, которые легли в основу этого сооружения? Если не хватает знаний у специалистов с образованием, спросите у любого мужика из Гулика, и он на пальцах докажет, что однопролётный мост, ради которого заузили русло реки, не устоит и обязательно будет смыт. Да они, собственно, и говорили об этом строителям, но те только отмахнулись и соорудили то, что было нарисовано на бумаге.
Вот, честное слово, хочется посмотреть на того человека, который нарисовал проект этого «шедевра» инженерной мысли. И задать вопросы: зачем строить мост, заведомо зная, что он не переживёт первого же подъёма воды? И сколько денег уже потрачено на его предыдущее восстановление? И неужели не хватит ума не вбухивать больше бюджетные средства в восстановление этого временного деревянного уродца в один пролёт, а забыть его как страшный сон?
Проблема Амуро-Балтийска – дорога
Всё познаётся в сравнении. Если сравнивать последствия наводнения 2019 с тем, что произошло в 2013 году, то начинаешь понимать: в этот раз мы отделались малой кровью. Могло бы быть и хуже. Тот же Амуро-Балтийск, куда мы направляемся, на блокадном положении пробыл около двух суток. В самом селе напрямую от потопа никто не пострадал. Огороды заливало только дождём, а грунтовая вода не поднималась.
Если говорить о самых серьёзных последствиях наводнения, то больше всего пострадала дорога, соединяющая поселение с трассой Зея – Тыгда. Точнее, несколько участков. Три из них перемывались водой, и здесь требуется восстановление дорожной насыпи, и один – глинистый – представляет опасность для движения транспорта в дождливую погоду. Кстати, глинистый грунт явно привозной, и кто-то дал маху, уложив его на дорогу. От греха подальше (всё-таки по этой дороге возят детей в школу) его нужно заменить. А, в общем, проезд до села беспрепятственный. Правда жители рассказывают, что недавно таксист, выскочив на обнажённый ливневыми потоками каменистый участок, пробил картер двигателя. Но местные водители свою дорогу хорошо знают, а потому добираются без проблем.
Депутаты районного Совета обратили внимание на то, что дорога если и обслуживается, то только по самому бюджетному варианту. Об этом свидетельствуют не выкошенные от растительности обочины и явно не чистившиеся нынешним летом кюветы. На дороге не видно никаких признаков, что её собираются обустраивать после удара стихии. Не видно ни дорожной техники, ни завезённой для ремонта песчано-гравийной смеси.
Оптимисты
А вот на дороге в Ивановку обнаружились не только представители обслуживающей организации, но даже две кучи грунта, а в самом селе – два самосвала и погрузчик.
Во дворе сельсовета женщины в защитных повязках укладывают в марлевые мешочки хлорку и известь – будут дезинфицировать колодцы и туалеты.
Давно замечено: жителей Ивановки отличают бесстрашие перед яростью стихии и неиссякаемый оптимизм. Чем же, как не оптимизмом, можно объяснить то, что новое здание сельской администрации установили на том же месте, где когда-то находился пострадавший от потопа 2013 года сельсовет? Может быть, вспомнили старую армейскую примету, что бомба дважды не попадает в одну воронку, или уверовали в несокрушимость конструкции нового сооружения? Как бы то ни было, но когда вода стала стремительно накатывать на сельские улицы, сотрудники аппарата администрации, пережившие в своей жизни не один потоп, постарались убрать документацию и часть мебели на канцелярские столы. В этот раз пронесло.



– Вот сюда вода дошла, до крыльца, – показывает исполняющая обязанности главы сельской администрации Вера Езерская. – Ну а всё пространство до самой школы было под водой. На 50 сантиметров ниже уровня 2013 года. Но доски и дрова плавали. У нас вода зашла только в гараж администрации и немного под само здание, я ещё не проверяла.
По словам Веры Геннадьевны, в село вернулись все жители. В дома вода практически не заходила, а от жителей, чьи огороды пострадали от стихии, поступило около 60 заявлений. Но реально помощь получат не все, так как некоторые из них компенсацию за погибший урожай уже получали в 2013 году, а сейчас продолжают использовать те же участки.
Григорий Филатов.
"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник


Подробнее...