Испытанная временем

31 августа ветеринарные работники России отметят свой профессиональный праздник. Ветеринарная служба – одна из почтенных и уважаемых. Вероятнее всего, первые умельцы распознавать болезни животных и лечить их появились ещё в глубокой древности вместе с одомашниванием дикого скота. Умение же выходить занемогшую животину приравнивалось едва ли не к колдовству.
Первое упоминание об организации ветеринарно-санитарной службы в г. Зее содержится в историко-статистическом обзоре Константина Шмидта. В нём говорится, что существовала она ещё до введения в Зея-Пристани городского устройства, когда «министерством внутренних дел учреждён скотоперегонный пункт, обслуживаемый ветеринарным врачом, фельдшером и стражником».
В 1907 году ветеринарно-санитарная служба передана в ведение городского самоуправления. Она организует цивилизованную (по требованиям того времени) скотобойню, проводит санитарную проверку скота, завозимого из Забайкалья и Монголии мяса. Серьёзной проблемой того времени было заболевание лошадей сибирской язвой.
Безусловно, количество домашних животных в начале ХХ века значительно превышало нынешнее поголовье, да и набор лекарственных препаратов и оборудование у ветеринарной службы того времени были иными, но это не значит, что специалистам сегодня работается легче.



В нынешнее помещение, расположенного в переулке Шевченко, Зейская ветстанция перебралась из старого здания, расположенного на улице Толстого. Построено оно было в 1953 году и со временем обветшало настолько, что работать в нём стало просто невозможно. Новоселье состоялось три года назад, но процесс обустройства основного и подсобных помещений продолжается. Правда, тут уж ничего не поделаешь – жить приходится по средствам. Хотя и гараж нужно до ума довести, и уйти от бойлерного отопления, подключившись к теплосети от котельной.
Работу сотрудников станции по борьбе с болезнями животных спокойной не назовёшь. Кроме огромного Зейского района, обслуживать приходится ещё и Магдагачинский, хотя там есть ветеринарный пункт, но на произвол его не бросишь. Так что всегда кто-нибудь из персонала в дороге. Главным образом, поездки по вакцинации животных носят плановый характер.
«Когда я начинал работать, – рассказывает руководитель Дмитрий Лесков, – мероприятий по вакцинации было намного меньше. Сейчас же перечень обязательных процедур значительно увеличился. Соответственно возрасла и нагрузка».
По словам Дмитрия Геннадьевича, у областного руководства есть понимание сложности выполняемых задач, а потому станцию снабжают техникой, что позволяет относительно мобильно (в зависимости от состояния дорог) посещать населённые пункты района. В планах – выделение ещё одной дезинфекционной установки.
Как уже было отмечено, поголовье крупного рогатого скота неуклонно снижается: меньше бурёнок стало у жителей города и района, сокращаются фермерские стада.
«Когда-то в одной только Заречной Слободе поголовье крупного рогатого скота в отделении совхоза насчитывало две с половиной тысячи, да у частников больше ста голов, – вспоминает Дмитрий Лесков. – В Сосновом Боре – три тысячи, в Гулике – полторы тысячи. Ясно, что нынешнее количество животных не идёт ни в какое сравнение с тем, что было».
Многое изменилось за последние годы и в психологии владельцев животных: если раньше они выстраивались в очередь к приехавшему в село ветеринару, то сейчас специалист вынужден ходить по дворам. Всё дело в том, что услуги стали платными, а платить готов не каждый владелец.
Значительных сил и средств требует обслуживание поселений Зейского района. Побывать нужно везде, независимо от количества поголовья животных. Даже если будет насчитываться в селе пара хрюшек – ехать обязательно надо. Ну, ладно, в ближние и доступные поселения можно добраться на машине. А как быть с оленеводческими хозяйствами? Пока цены на доставку вертолётами были сравнительно доступными, использовали их. Но планка услуг поднималась всё выше, да к тому же, в соответствии с новыми требованиями, нужно проводить аукцион между перевозчиками. А много ли у нас перевозчиков, располагающих вертолётами? Вот и приходилось руководителю выходить на связь с другими регионами, чтобы тамошние авиапредприятия приняли участие в торгах. Но закончилось всё тем, чем и должно было закончиться – цена (даже несмотря на аукционы) окончательно стала неподъёмной, и сейчас сотрудник станции отправляется к оленеводам на перекладных: на автомобиле до Огорона, затем на поезде до Верхнезейска, а оттуда добирается до оленеводов. Естественно, что всё необходимое для вакцинации приходится нести на себе в сумке.
Мы не зря упомянули разъездной характер работы. Конечно, не каждому он по душе, но те, кто продолжают работать здесь, – люди особого склада. Видимо, в крови у них – быстро реагировать на призыв о помощи. Поделились радостью: редкий в наших краях осоед, которому пришлось ампутировать крыло, выжил, и в заповеднике ему даже нашли пару. Вообще коллектив подобрался весёлый и жизнерадостный, суровых насупленных лиц здесь я не увидел: легко вступают в беседу, шутят. Будет профессиональный праздник – отметят самых-самых, ну а дальше – снова бесконечные поездки, вакцинации… И, несмотря на технический прогресс, непохоже, что надобность в ветеринарах когда-нибудь отпадёт.
Григорий Филатов.
"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник


Подробнее...