Тест на юмор?

В минувшие выходные состоялась премьера «комедии для взрослых» израильского писателя Ханоха Левина «Холостяки и холостячки» в постановке Зейского народного театра.

О грехах и страстишках

Ханох Левин – провокационный драматург и режиссер, называемый «нарушителем общественного спокойствия», автор около 50 пьес, лауреат множества израильских и зарубежных премий. Его произведения были поставлены и продолжают ставиться в разных странах мира. Многие из пьес он поставил сам в различных израильских театрах. На первых показах «Холостяков и холостячек» зрители ломали стулья и прогоняли артистов со сцены.

Комедия с шокирующей откровенностью рассказывает историю четырех неженатых и незамужних людей, бросая вызов общепринятым нормам морали, сочетая в себе элементы гротеска, иронию и сарказм.

Сам Левин говорил, что его занимают людские пороки, унижающие душу. Автор создал злую пародию: все негативные проявления показаны в этой истории без прикрас. Он выставляет на свет все неловкости, всю человеческую пошлость, грешки и страстишки.

В комедии, поставленной Зейским народным театром, задействованы пять актеров. Главные роли исполнили Алексей Свояков, Елена Климас, Дмитрий Кузнецов и Елена Алексеева, эпизодическую роль сыграл Глеб Самохвалов. Действие разворачивается в квартирах двух холостячек, в постели, на лестничной клетке, одним словом, в бытовом пространстве.

Страх одиночества

После спектакля «ЗВ» беседовал с режиссером народного театра Сергеем Логуненко.

– Сергей Михайлович, почему именно «Холостяки и холостячки»?

– Захотелось поставить комедию, ведь жизнь сегодня напряженная.

– Но, на мой взгляд, это не комедия. Во время ее прочтения я не смеялась и даже не улыбнулась. История о мечущихся, с кучей комплексов и «тараканов», никому не нужных героях в мире без любви. Жалкие люди, глумящиеся друг над другом, боящиеся одиночества, ищущие сострадания, в конце концов смеются над самими собой. В финале герой Знайдух произносит: «Я – трагическое существо, из которого стряпают комедию!».

– В спектакле высмеивается упрощенность отношений полов, показан страх одиночества, противоречия между мужчинами и женщинами.

– Актёрский ансамбль спектакля сложился сразу?

– Да, я знал, кто справится с такими ролями.

– Не возникало ли во время репетиций барьера в работе актеров?

– Возникал, конечно же, у женской половины.

– Текст пьесы был адаптирован для нашего зрителя. Вы, как могли, «облагородили» самые жесткие диалоги и сцены, но, как говорится, из песни слов не выкинешь. «Холостяки и холостячки» – довольно тяжелый спектакль.

– Согласен. Я долго опасался брать этот материал. Понимал, что это будет неожиданно. Тонкий юмор сегодня не ценится, приветствуется плоский, на телевидении «юморят» обо всем, что ниже пояса. Чтобы удержать публику, нужно быть каждый раз разноплановым. Нужно удивлять, провоцировать зрителя.

– Хотите сказать, что публику надо эпатировать?

– Да. Я впервые провел тест, какого уровня юмор воспринимает наш зритель.

Из уважения к актёрам

Примитивный (провокативный?) юмор, вращающийся вокруг телесного низа? В чём же эпатажность этого спектакля? Может быть, момент провокации именно в том, как на этот спектакль отреагирует зритель? Что увидела публика?

Стульев на премьере никто не ломал, но из зала выходили, преимущественно, сидящие с краю. После спектакля опрос зрителей начала с ближайших соседей по местам в зрительном зале.

Ирина (58 лет): «Мне спектакль понравился, и комедия, и игра актеров».

Подруга Ирины от комментариев категорически отказалась, молча покинув зал.

Маргарита (45 лет): «Я знала, что это будет не простой спектакль. И морально, можно сказать, была к этому готова, шокирована не была. Игра актеров понравилась. Что хотел сказать автор, режиссер и актеры, мне понятно. Но все-таки в некоторых эпизодах мне было мерзко по причине пошлости, происходящей на сцене».

Ольга (47 лет): «Каждый развлекается по-своему. Есть люди, которым это показалось забавно, они смеялись. Мне же хотелось встать и выйти из зала. Но из уважения к актерам, которых мы все хорошо знаем, и воспитания, которое не позволяло уйти во время спектакля (антракта не было), пришлось остаться до конца».

Алексей и Наталья (молодая супружеская пара) подробных комментариев не дали, поморщив нос, покачав головами, кратко ответили: «Гадость!».

Татьяна (31 год): «Мне и мужу, если честно, не понравилось. Актерам надо отдать должное, играли хорошо, делали что могли. Но не понятно, чем обоснован выбор режиссера именно этой комедии. Может быть, надо было как-то по-другому поставить? Не знаю. Мы не поняли, что именно он хотел сказать этим спектаклем».

Анна (38 лет): «Ожидали от спектакля большего, но не в смысле «клубнички», нет. Я не ханжа, но даже для меня это было слишком. Комедия не для такого количества публики, не говоря уже о том, что в зале присутствовали люди пожилого возраста, не понимающие такой юмор. Актеры играли хорошо, но репертуар выбран неудачно. Будет нам наукой на будущее: перед походом в театр нужно читать пьесу или хотя бы узнать подробнее, о чем она».

Ирина (55 лет): «Я знала, о чем эта комедия. Но считаю, что, несмотря на всю адаптированность пьесы и хорошую игру актеров, всеми силами пытавшихся сделать из материала комедию, на мой взгляд, не был сделан акцент на общечеловеческие ценности. Думаю, такой акцент был необходим, без него постановка превратилась в пошлость. Сложилось такое впечатление, что даже актерам было стыдно и неудобно в этих ролях».

Почему?!

В понедельник утром в редакцию газеты поступило множество телефонных звонков от читателей, все примерно одного содержания.

Надежда (60 лет):

– Я просто в шоке! Судя по всему, у нашего режиссера «зашкаливает» сознание! Неужели так оскудела библиотека пьес для театров, что больше и выбрать не из чего?! Почему мы должны это смотреть?! Возникает вопрос к отделу культуры администрации города: существует хоть какой-то художественный совет, утверждающий выбор материала для постановки? Известен ли им репертуарный план Зейского народного театра?

«ЗВ» переадресовал эти вопросы руководителю отдела культуры Анатолию Носову. Анатолий Николаевич отказался дать на них ответы, сославшись на свою занятость.

Так о чем же эта комедия? Что можно разглядеть за внешним, там – внутри? Отношения без привязанности, любви и уважения, где момент человечности пропадает. И человек без чувств, без эмоций и без любви в какой-то мере опускает отношения между мужчиной и женщиной до эпизодов из жизни насекомых.

А в общем, спектакль был о том, как один человек счастье искал… «Сколько пыли, сколько идиотизма, как не похоже на то, о чем мы действительно мечтали», – говорит главный герой. История о попытках любить и принадлежать, неизбежных разочарованиях, самокопаниях и неудовлетворенности.

Виктория ЧЕРЕПАНОВА.

Фото из архива Дома культуры «Энергетик».

"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник