В переломный момент

Кто не помнит уроков прошлого,
тот неизбежно это прошлое повторит.
Джордж Сантаяна.
В сентябре увидит свет новая книга члена Российского союза писателей Виктора Романцова «Страницы нашей истории. 1905 – 1920 годы. Как это было. В том числе и на Зейской земле».
В предисловии к книге Виктор Дмитриевич пишет: «Начало уже ушедшего ХХ века явилось переломным моментом в истории многих стран, расположенных практически на всех континентах земного шара. За этот относительно непродолжительный период возникли самостоятельные государства, изменились границы у ранее сформировавшихся, перекраивалась карта. Для некоторых стран это время закончится трагедией, другие пойдут по иному пути развития. Толчком для такой исторической деформации в истории человеческой цивилизации можно с уверенностью назвать Первую мировую войну 1914 – 1918 годов. Поражение в ней и, как следствие этого, – раздел на более мелкие государства стран, участвующих в Тройственном союзе. Глобально затронули они и Российскую империю, одного из основных участников военного блока Антанты.
В череде событий того времени важное место занимает Февральская и Октябрьская революции 1917 года, а также Гражданская война с иностранной интервенцией на территории образованного государства нового типа с общественной формой собственности – Советской России – государства рабочих и крестьян.
Все дальше и дальше уходят эти годы от нас – живущих уже в ХXI веке. Не осталось в живых ни одного из участников тех героических и одновременно трагических событий. Только по письменным источникам мы можем судить о прошедшем времени и людях, творивших историю в переломный момент. Но эти материалы противоречивы, всё зависит от того, кем они изложены – сторонниками так называемых «красных» или их противниками – «белыми»».
Автор языком цифр и свидетельских показаний очевидцев того времени, главным образом с использованием документальных материалов зарубежных участников событий начала ХХ века, рассказывает, какие события происходили в нашей стране в 1905 – 1920 годы и почему они возникли. Интересно, что Виктор Дмитриевич этот период сравнил с 90-ми годами ХХ века.
Не будем раскрывать всех карт, оставим интригу, но скажем: это уникальный исследовательский труд, написанный историком по образованию, человеком, умеющим видеть, сопоставлять и анализировать. Виктор Романцов негодует, что сегодня «ученые-политики» искажают «дела давно минувших дней», и переживает за будущее России. Несмотря на обилие цифр, книга написана доступным языком.
С согласия автора «Зейские вести сегодня» публикуют некоторые фрагменты из будущей книги.
Не исключено, что кто-то из жителей города Зеи и Зейского района найдёт в повествовании информацию о своих родственниках или знакомых.
Как только книга Дмитрия Романцова выйдет в свет и состоится ее презентация, «Зейские вести сегодня» проинформируют читателей об этом.
Инна Смирнова.
Из 4-й главы «Амурская область накануне и в годы мировой войны»
«В Зейском горном округе в 1914 году работало 117 золотопромышленных предприятий, которые добывали около 476 пудов золота в год. Общая численность населения округа в тот год составляла около 30 тысяч человек. Значительную часть рабочих золотых приисков составляли временные китайские рабочие. Из 7 884 рабочих русских было 1 114 человек (14,1 %). 85,9 % рабочих были китайцы и корейцы (77,5 % и 8,4 %).
При «хозяйских» работах количество рабочих часов на приисках не регламентировалось. По правилам 1895 года о найме рабочих с 1 апреля по 1 октября рабочий на приисках мог отдыхать только два дня в месяц. При заключении контракта с рабочим определялся рабочий день. Летом он длился с 5 часов утра до 8 часов вечера, то есть составлял более 14 часов в сутки. Обязательным было выполнение нормы выработки при любой погоде. Темп работы на приисках был настолько высок, что даже молодые, физически сильные рабочие к концу сезона уже не могли осилить норму».
Из 8-й главы «Февраль–октябрь 1917 года в Зейском горном округе. Первые Советы»
«После Февральской революции власть в Зее оказалась в руках крупных золотопромышленников и старых чиновников...
Февральская революция не улучшила положения приисковых рабочих: рабочий день продолжался 10-11 часов, вся заработная плата целиком уходила на продовольствие, по-прежнему использовались приёмы самой беззастенчивой эксплуатации».
«В ноябре 1917 года в Зею вернулся бывший рядовой 5 армии Северного фронта Георгий Павлович Боровинский. В городе к этому времени уже была создана военная организация, в которую входили солдаты, вернувшиеся с фронта, отпускники, некоторые солдаты местного гарнизона. Председателем организации был Александр Фёдорович Белоусов. Там же были вернувшиеся с фронта большевики Пётр Павлович Малых, Николай Константинович Гайдуков, Иван Николаевич Шпаков и др. Большевики, состоявшие в военной организации, объединились в партийную ячейку, которая имела постоянную связь с Благовещенской организацией РСДРП. Через военную организацию и правления Союзов горняков и грузчиков большевикам удалось широко информировать рабочих и крестьян о том, что такое Советская власть, провести большую организаторскую и агитационную работу по привлечению народных масс на сторону Советов».




«20 марта 1918 года Зейский Совет принял постановление о национализации всех крупных предприятий и золотых приисков и введении рабочего контроля. Там были образованы рабочие комитеты.
Решение о национализации приисков было принято пленумом исполкома после того, как выяснилось, что золотопромышленники сознательно начали дезорганизовывать нормальную деятельность своих предприятий. Национализировали имущество фирмы «И. А. Чурин и Ко». Из рабочих и служащих фирмы был создан коллектив для управления предприятием под контролем Совета. Меньшевики и эсеры яростно оспаривали законность этих мероприятий исполкома. Как писал позднее член исполкома Г. М. Жегалкин, «мероприятия исполкома большинством населения были встречены с пониманием. Боровинский был безукоризненно честен, гуманен. Благодаря Боровинскому все перемены власти прошли без лишнего кровопролития».
«В ночь с 20 на 21 сентября 1918 г. город Зея, а позднее и весь горный округ были заняты японцами-интервентами, вместе с которыми в город вошли белоказаки.
Ранее, в начале сентября, ряд казачьих станиц на Амуре поднял восстание. Восставшие обстреливали пароходы, проходившие по реке. Из Маньчжурии со стороны Хайлара в казачью станицу Черняево подошли японские и белогвардейские войска, которые затем вместе с казаками двинулись по Тыгдинскому тракту к городу Зее. Казаков-черняевцев возглавлял атаман Рябченко.
По пути в селе Заречная-на-Уркане столкнулись с большим (около 200 человек) партизанским отрядом Иванова, отступавшим из Приморья. В бою погибли 18 красногвардейцев. Три человека из этого отряда вышли после боя в Рублёвку (со слов партизана Ф. С. Гонтаря). В Заречной (на Уркане) казаки зверски убили хозяйку усадьбы Попову, давшую приют красногвардейцам, и жителя дер. Алексеевки. В деревне Ивановке были убиты ими Кармин и эвенок Парфенов, в Овсянке был убит Панагин».
«23 сентября 1918 г. шестерых человек, находившихся в Зее в заточении, повезли на казнь. Восемнадцатилетний рабочий приисков Утенков на углу нынешних улицы Мухина и Пушкина пытался бежать, но был убит в усадьбе золотопромышленника Зонова. Остальные, П. П. Малых, Г. Ф. Безродных, помогавший красноармейцам сын ювелира Н. Е. Дергаев, по свидетельству жителя И. Д. Веселкова, были зарублены в березняке у выезда из города по Золотогорскому тракту, недалеко от того места, где находится здание интерната.
По воспоминаниям У. Ф. Агулиной, сестры Г. Ф. Безродных, были казнены, кроме её брата, ещё 6 человек. Каратели схватили на Пикане Фёдора Архипова и, вменив в вину помощь красноармейцам, убили его в Зее. В Зее была заколота штыком и красногвардейка Катя Зорина.
Член исполкома А. Ф. Белоусов некоторое время укрывался в тайге недалеко от города. Когда Белоусов тайно пришёл домой, его заметил владелец электростанции Яворский, который сообщил об этом японцам. Интервенты увезли Александра на старое кладбище, вниз от пристани по реке Зее. Тело его не было найдено.
Отступавший по Золотогорскому тракту отряд красноармейцев во главе с Тимофеем Боровинским был окружён карателями. Тридцать человек расстреляли на месте. Боровинскому и ещё нескольким членам его отряда удалось уйти в тайгу (по воспоминаниям М. Е. Рябова). По Золотогорскому тракту отступал также отряд во главе с председателем Свободненского исполкома Поповым. Отряд свернул к речке Гармакан. Местонахождение отряда было выдано Малышкиным, отряд был почти весь перебит».
«В Бомнак японцы пришли 24 ноября по первому санному пути. Здесь они арестовали сотню красногвардейцев, среди которых были члены Зейского исполкома Шпаков и Гайдуков, комиссар Скоробогатов. Их отправили в Благовещенск. «По пути на одной из станций Шпаков был отдан охраной японцам и те его расстреляли» (Г. М. Жегалкин). Гайдуков и Скоробогатов были расстреляны в Хабаровске.
На протоколах заседаний Зейского исполкома за март – июль 1918 г. позже рукою Кошелева написано: «Номоконов (зам. председателя) пропал без вести, убит белыми. Серединский (отдел финансов) не мог уйти в тайгу и не мог выносить издевательств и оскорблений от местной буржуазии и соглашателей. Застрелился в октябре 1918 г. Товарищ Шпаков расстрелян в городе Благовещенске с Гайдуковым в 1919 г. в январе месяце. Верно. Кошелев».
«В посёлке Дамбуки интервенты расстреляли 14 человек, на Владимировском прииске – 17, на Улунгинских приисках – 5. Повсюду убийства сопровождались грабежами. 11 апреля 1919 г. в Зее японской жандармерией были расстреляны большевики Атрощенко, Владыкин, Тимофеев, Маслов, Трифонов и Кулаков.
Многих советских людей японцы убивали тайно, а трупы спускали под лёд Зеи. Когда река вскрылась, трупы были обнаружены».
"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник


Подробнее...