Поселки могут жить намного дольше людей

Земля живёт миллиарды лет. Моря и горы – миллионы лет. Леса живут тысячелетия. А человек – всего несколько десятков. Верхнезейск прожил уже 40. Или всего 40. Цифра, которая в сравнении с вековой историей ничтожна и даже по сравнению с продолжительностью человеческой жизни не очень-то и солидная. Но если представить, что всего четыре десятилетия назад здесь не было ничего, кроме двух изыскательских землянок, то остаётся только поражаться, как за такое короткое время появилось всё: железная дорога, самый большой по протяжённости на Байкало-Амурской магистрали железнодорожный мост, жилой посёлок, наполненный спешащими на работу людьми и детскими голосами. И всё это живёт, дышит, работает – и этим продолжает свою летопись.
Пятилетку за три года
Для подготовки к празднику миллиона лет, конечно, не было. Начали работу за три месяца. И всё равно последние две недели у некоторых членов организационного комитета и администрации поселка были бешеные. Директор Верхнезейской школы Марина Венглинская смеётся: "Что рассказать о подготовке? О работе до трёх ночи? О паре бессонных ночей?".
А вечно ругаемые всеми за дороговизну индивидуальные предприниматели? Если бы они не собрали деньги, то не было бы новой, красиво украшенной сцены, поздравительного баннера, сувениров и так далее.
За два дня до праздника все организации вышли на субботник – убирали территорию, траву, мусор, белили бордюры. Сцену вообще доделывали в последние минуты. Работнику ПЧ-25 Владимиру Дидуру пришлось, образно говоря, выполнить пятилетку за три года.
В честной борьбе
С вечера в посёлок приехали гости: артисты и спортсмены из Тунгалы, Бомнака, Исы, Огорона, исполняющий обязанности главы администрации Зейского района Андрей Ложечкин.
Открывали праздничные гулянья спортсмены. Андрей Ложечкин пожелал командам честной борьбы и взаимопонимания, и судья дал свисток. Турнир по мини-футболу среди команд Тунгалы, основной сборной и сборной ветеранов Верхнезейска закончился победой молодой команды хозяев.
Потом прошли соревнования по волейболу. В игре между двумя женскими сборными Верхнезейска победили девчата, которые в этом году ездили на спартакиаду в Овсянку (Ольга Чиж, Алёна Лысенко, Анастасия Салина, Александра Ефанова, Мария Суханова, Анастасия Венглинская). После девушек сыграли мужские волейбольные сборные нашего посёлка и Бомнака. И снова победу одержали хозяева.
Спортсмены ещё выясняли, кто ловчее и быстрее, а на сцене уже готовились чествовать почётных гостей – первых жителей посёлка.
Кстати, праздник проходил на благоустроенной за год площади перед зданием поселковой администрации и детской площадкой. Площадь получилась отличная, брусчатка лежит как влитая. Дети её обожают: есть где кататься на роликах, скейтах, велосипедах. Лавочки поставили. Можно теперь и народу постарше посидеть при хорошей погоде, поговорить о делах насущных.



Отличный доктор, изумительный человек
Около пяти часов вечера на одном из домов открыли мемориальную доску человеку, которого весь посёлок вспоминает с настоящей человеческой благодарностью. Вильгельм Бондарь – хирург, в условиях сельской больницы, с минимумом инструментов мог сделать любую полостную операцию – вплоть до прободной язвы. О нём же говорят как об изумительном диагносте, для которого человеческий организм был раскрыт, словно книга: и проблемы уха-горла-носа, и непонятные наши "доктор, тут колет, тут болит", если человек обращался к Вильгельму Савовичу, разрешались в одно мгновение – днём, ночью, зимой, летом. Для него не существовало рабочего и личного времени.
"Хирург от Бога", – вспоминают о нем. Рассказывают о чудесах спасения, когда, казалось бы, смертельно травмированные люди оживали у него на операционном столе. Хирург, у которого за всё время работы в посёлке не было ни одного "своего" трупа. Слушала собеседников, а перед глазами стояло лицо – с хитроватой усмешкой, аккуратно подстриженными усиками, бородкой клинышком, и круглые очки в тонкой оправе на остром носу. "В любом состоянии абсолютно профессионально работал", – продолжали собеседницы. Одна из них – Людмила Хрякова. Людмила Ивановна работала с Бондарем хирургической сестрой, так что знает, о чём говорит.
Невидимая работа
А на сцене начался музыкальный спектакль "В тридевятом царстве". Все артисты – наши, поселковские. Здесь тебе и царская дочь (Любовь Сизонец), и царь (Александр Сизонец), и царица (Валентина Иващенко), и шут, он же весьма продвинутый в вопросах современной моды садовник, побывавший в заграничных командировках (Александр Плющ), и придворная дама (заведующая ДК Надежда Евсевлеева). Звукооператор – тоже житель нашего посёлка Александр Кокорин.
Отдельно нужно сказать о тех, кто проделал "невидимую работу" при подготовке к концерту. Анастасия Балезина, Валентин Нестеров и Виталий Тихонов – все стулья, костюмы, чистые лавочки, добрый кусок организационной работы – их заслуга. "Какой бы вопрос у нас ни возник, мы даём им задание и даже не спрашиваем – получилось или нет. Заранее знаем, что ребята всё сделают", – с теплом говорит о них Надежда Евсевлеева.
Музыкальная сказка, заставившая зрителей посмеяться, закончилась, и начался праздничный концерт. Артисты отработали до темноты. Вокальные, танцевальные группы и исполнители из Верхнезейска, Тунгалы, Исы, Огорона, наш местный поэт и композитор Александр Плющ.
Кстати, приезжим артистам и спортсменам – огромное спасибо. Все прибыли к нам на праздник за свой счёт. Кто не знает: север Зейского района – это только железнодорожное сообщение между посёлками, а ребята из Бомнака вообще приплыли двумя моторными лодками, и тоже не бесплатно. Вокальная группа "Мэлос" из Исы помогла нашему Дому культуры с аппаратурой. Своя сгорела в прошлом году, а "культурные финансы" сейчас во всех посёлках поют романсы.
Вопросы без ответов
– Почему? – может спросить кто-то.
Мне очень хотелось получить ответ на этот вопрос от приехавшего на праздник районного начальства. А заодно спросить, почему Дома культуры сейчас не могут распоряжаться самостоятельно деньгами, которые они зарабатывают при проведении дней рождения, свадеб, дискотек… Ручку шариковую нельзя купить самостоятельно – всё через район. Почему проблема была вывезти детей на спартакиаду в Овсянку – это же запланированное в районном бюджете мероприятие? Вот те же Овсянка и Октябрьский не передали в район полномочия по культуре. Оставили их у себя, и нет у них проблемы – стекло треснувшее заменить, новую аппаратуру купить, канцелярией и костюмами себя обеспечить. И почему им сейчас все остальные завидуют? Когда наконец наши посёлки соединит автомобильная дорога (у нас, говорят, хотя бы мосты сделали). Увы, ответы не получены.
Как молоды мы были
Когда стемнело, зрителей порадовали и заставили всплакнуть потрясающим слайд-шоу на огромном экране, сшитом из простыней и развёрнутом поверх баннера прямо на уличной сцене (тоже, кстати, придумка наших местных умельцев). Под песню "Как молоды мы были" в исполнении Марины Венглинской на нас со сцены смотрели первые мостоотрядовцы, приехавшие в тайгу в марте 1975 года: монтажники, сварщики, бульдозеристы, водители. Их жёны – повара, продавцы, учителя, воспитатели, медсёстры. Первые семеро учеников первой в Верхнезейске однокомплектной школы. Если кто сейчас уже подзабыл: однокомплектная школа – это такая школа, где ученики разных возрастов занимаются в одном классе. Тогда, в 1975 году, новенькое, пахнущее свежим деревом здание приняло четверых первоклашек и троих третьеклассников.
А на экране плыли таёжные виды: папы и мамы (пока дети "грызли гранит науки") вгрызались в тайгу, бурили дно Зеи, заливали туда бетон – шло строительство опор для будущего моста Верхнезейск–Горный. Да не просто строительство. Мост возводили тогда, когда не было ещё водохранилища. И потому посадить его на сопки и на опоры нужно было так, чтобы его не затопило, не смыло при заполнении, не снесло первым же ледоходом. Расчищали и отсыпали дороги, строили для себя же жильё. Тогда не только работали. Парни и девчата любили, бегали в клуб по вечерам смотреть кино и на танцы, рожали детей, ходили на демонстрации, устраивали свои праздники и концерты, читали книги, писали письма – в общем, жили.
Некоторые нынешнего сорокалетия, правда, не увидели. Не дожили. Их портреты поплыли на экране отдельно. И мне показалось, что некоторые художники прожили жизнь зря, не увидев эти молодые задорные лица и не написав их портреты.
Наверное, концерт закончился бы намного раньше, если бы его периодически не прерывали на награждение. Вы не представляете, сколько в этот день было вручено благодарственных писем и грамот – от администраций Амурской области, Зейского района, поселковой администрации. Как сказал глава Верхнезейска Владимир Натрасенюк: "Как это чудесно, что в нашем посёлке живёт так много людей, которых есть за что поблагодарить и наградить".





Люди-то действительно уникальные. Те, кто постарше, могут вспомнить звезду районной и областной прессы 70–80-х годов – Зинаиду Плотникову. "Красавицу, комсомолку, активистку", а в нашем случае – ещё и водителя экскаватора. Когда-то у неё не было отбоя от представителей СМИ, которые ехали по заданию редакции, ожидая увидеть здоровенную тётку – передовика производства, а к ним на гусеницу погрузчика лёгкой белочкой спрыгивала стройная девушка с ослепительной улыбкой. Работала на погрузчике так, как мужчины не умели: аккуратно набрать грунт, аккуратно перекинуть в машину, оставить после себя идеально ровную площадку. И все сменщики знали – в кабине должно быть чисто: занавесочки, фотографии, а перед тем, как туда залезать, – обязательно вымыть обувь. Ох, можно себе только представить – сколько же было разбито мужских сердец. Но Зина – кремень. 54 года уже они вместе с Николаем Ефремовичем. Он бульдозерист, пришёл в Верхнезейск с первыми мостостроителями.
Хватит на два романа
Жизни семейных пар Раисы и Виталия Нагацких, Татьяны и Владимира Середюк хватит на два романа. А вот Виталий Нагацкий в 1973 году работал кессонщиком на строительстве Зейской ГЭС. И Галина Тетерятникова там же начинала свою трудовую деятельность. И это только то, что знаю я.
Андрей Каган чего стоит. Русский Мюнхгаузен – ни дать ни взять. Пыталась договориться, чтобы его байкам литературный вид придать, а оказалось, что уже готовят по его рассказам книгу где-то в Иркутске.
А какой у нас детский сад! Тёплый, уютный, с чудесными наглядными пособиями и игрушками. Дай Бог всем родителям водить своих малышей в такой садик. И чтобы воспитатели были такие, как у нас. Елена Прыгова – бывший директор – этот садик вынянчила.
А знаете, чем ещё уникален наш посёлок? Здесь, кажется, нет ни одного назначенного "со стороны" руководителя. Не все, конечно, с пелёнок здесь выросли. Но практически все начинали с "молотка". Начальник ПЧ-25 Григорий Корец был путейцем. Людмила Летова – мастером смотрительского участка "Первопроходцы – Ульяновский строитель" (НГЧ-9). Владимир Натрасенюк работал когда-то плотником. И так – кого ни возьми. Все знают проблемы посёлка, как свои, домашние.
Но вернёмся к празднику. После того как отзвучали последние аккорды, сопровождавшие слайд-шоу, небо рассыпалось фейерверком. Говорят, под фейерверк нужно загадывать желания. Времени было предостаточно. Так что, думаю, все успели…
Наталья Галич,
специально для “Зейского вестника”.
п. Верхнезейск.
Фото автора и пресс-службы администрации Зейского района.
"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник


Подробнее...