Неизвестная земля

Первый в Приамурье национальный парк Токинско-Становой на базе Токинского заказника может появиться в Зейском районе уже в следующем году. С начала июля начались рекогносцировочные работы. Отправившиеся в экспедицию ученые уже намечают туристические тропы. О том, для чего необходим данный проект, "ЗВ" побеседовал с директором Зейского заповедника Сергеем Игнатенко.
– Сергей Юрьевич, как пришла мысль создать национальный парк?
– Инициаторы – сотрудники Зейского заповедника. Восемь лет назад мы добились создания регионального Токинского заказника. А в 2011 году уже подготовили обоснование для включения этой территории в список перспективных для создания национального парка. Наш проект вошел в план по развитию системы федеральных особо охраняемых природных территорий (ООПТ) до 2020 года. В прошлом году специалисты подготовили материалы эколого-экономического обоснования национального парка Токинско-Становой. Материалы для ознакомления общественности будут направлены в администрацию Зейского района, Бомнакский сельсовет, Благовещенский ботанический сад, Московский институт экологии. После этого необходимы общественные слушания, а осенью документы будут переданы в Министерство природных ресурсов на экологическую экспертизу. Если ничего не нарушит планы, то после всех согласований, внесения поправок правительство страны вынесет постановление о создании национального парка на нашей территории. Мы очень постараемся получить согласие родственников, чтобы парк носил имя известного геодезиста и писателя Григория Федосеева.
– За какой организацией закрепят национальный парк?
– Возможно, создадут отдельное учреждение, а может быть, передадут под охрану Зейскому заповеднику. Это решается в Москве. Замечу, что за последние семь лет в России создано порядка 14 объединенных дирекций – это когда одна организация несет ответственность за две или больше ООПТ. Возможно, Зейский заповедник тоже станет "объединенной дирекцией".
– По каким критериям подбиралась территория для нацпарка?
– Там обитают такие виды растений и животных, которые требуют особой охраны. К примеру, снежный баран в Зейском районе встречается только в существующем Токинском заказнике. Его популяцию необходимо сберечь всеми силами. У потенциального национального парка, помимо обычных задач (охрана территории от браконьеров и пожаров, экопросвещение, туризм), в уставе будет написано: "сохранение традиционного образа жизни эвенков". Сегодня только оленеводам из малочисленных народов Севера разрешено в Токинском заказнике добывать соболя и охотиться на копытных животных, они смогут продолжить вести традиционный образ жизни. Таких промысловиков насчитывается порядка шести человек, и они не нанесут большого ущерба природе. Остальным, даже эвенкам, проживающим в Бомнаке, но не выпасающим оленей, охотиться в заказнике запрещено. Режим сохранят и для национального парка. К слову, там собираются специально содержать стадо оленей для сопровождения туристов и специалистов.

– Площадь будущего нацпарка вдвое больше Зейского заповедника. Что там планируется делать?
– Площадь действительно велика – 251 тысяча гектаров. Протяженность с запада на восток составляет 140 километров, а ширина в среднем 18 километров. За день не обойдешь. Поэтому мы планируем организовать пешие многодневные маршруты для туристов. Туры ориентированы на любителей ходить в горы, сплавляться по рекам, испытывать себя. Сейчас в заказнике работают четверо мужчин-ученых, опытных таежников, которые проводят исследования, намечая возможные тропы, большая часть которых пройдёт "по следам Федосеева". Среди "проводников" есть жительница Зеи Александра Красикова, родители которой работали в Зейском заповеднике. Кроме того, вместе с учеными путешествует внучка руководителя бомнакской родовой общины "Юктэ" Елены Колесовой – десятилетняя Ася.
Пожалуй, стоит сказать, что с точки зрения описательной биологической науки эта территория – "terra incognita", что с латинского переводится как "неизвестная земля".
– Туризм – это здорово. Но как группы будут добираться до столь труднодоступного района?
– Сначала на поезде до станции Огорон, дальше по железной дороге до Горного, затем 180 километров по дороге Улак–Эльга на машине к подножию Станового хребта. Туристов встречают оленеводы, которые сопровождают их до истока реки Зеи. Путешественники побывают на самом большом в Приамурье водопаде, сплавятся по реке. Возможен и другой недельный тур: из Горного преодолеваем 200 километров на машине, затем пятидневный поход с каюрами до озера Оконон и обратно – до живописной долины реки Ток.
Добавлю, что в этом году наши сотрудники отправились в экспедицию благодаря финансовой помощи Амурского филиала Всемирного фонда дикой природы (WWF) Зейскому заповеднику. После отчета, в конце года, еще получим финансирование по договору с Московским институтом экологии. Надеюсь также, что когда Токинско-Становой национальный парк будет создан, WWF продолжит принимать финансовое участие в его развитии (закупка техники, оборудования и т.д.). Потому что это в какой-то степени и его детище тоже.
Екатерина Зырянова.
Фото из архива "ЗВ".
"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник


Подробнее...