Домзак – КПЗ – ИВС...

Всё это – названия мест содержания тех, кто получил административный арест или находится под следствием. В заголовке они размещены по степени «старшинства» – время шло, и названия трансформировались.
Так, дом для содержания заключённых (домзак) превратился в камеру предварительного заключения (КПЗ), а та, в свою очередь, в изолятор временного содержания (ИВС). Для большинства граждан нашей необъятной Родины, которые с сызмальства усвоили житейскую мудрость: «от сумы да от тюрьмы не зарекайся», такие пояснения без надобности – все эти сложные слова и аббревиатуры им и без того ясны и понятны. Впрочем, нет ничего постоянного в этом мире, и сколь закоснелой ни была бы наша пенитенциарная система, но со временем меняется и она.
Так получилось, что много лет назад мне довелось довольно близко познакомиться с бытом тех, кому выпало коротать время в ожидании суда в изоляторе временного содержания при отделе внутренних дел. Нет, на нарах «кантоваться» мне пришлось только на гауптвахте (во время службы в армии за «самоволку»), а к арестованным и задержанным по уголовным делам наведывался исключительно по долгу службы. Признаться честно, о тех визитах остались самые неприятные воспоминания: прокуренная вонь, теснота, вечный полумрак, неизменная параша в углу, «которая воздух тоже не озонировала»… В общем, ничего хорошего. Помнится, в ту же пору один из руководителей отдела внутренних дел частным порядком устроил экскурсию для мальчишек класса, где учился его сын (парень начал отбиваться от рук). На подростков начала 90-х годов, которые потихоньку стали подпадать под «очарование тюремной романтики», увиденное произвело сильное впечатление. Не знаю, каждый ли до конца прочувствовал глубину падения сидельцев, но то, что между правдой жизни и блатными песнями – пропасть, поняли все. Жаль, что сейчас такие экскурсии не проводятся.
Но для членов общественного совета при МО МВД России «Зейский» двери ИВС всегда (тьфу-тьфу-тьфу) открыты. Конечно же, не с воспитательными целями, а для того чтобы представители общественности сами смогли увидеть и оценить условия, в которых находятся те, кто в конфликте с законом. Ибо каждый человек, независимо от степени содеянного, имеет право на достойное содержание. Конечно, не все (особенно те, кто стал жертвой преступников) с этим утверждением согласятся, но тут ничего не поделаешь: наказание определяет суд, а не начальник того уважаемого учреждения, которое мы посетили 13 марта.
Прежде всего, нужно отметить, что задержанные содержатся в нормальных условиях. В каждой камере есть раковина с краном холодной воды, унитаз. Обеспечено трёхразовое питание. Есть специально оборудованная комната для подогрева пищи, которую доставляют из городского кафе.
Обитатели камер снабжаются постельным бельём и предметами личной гигиены. Не реже одного раза в неделю – душ. Каждому ежедневно обеспечена часовая прогулка в прогулочном дворике. По словам персонала ИВС, не все пользуются этим правом, но это личное дело каждого. Насильно гулять никого не выводят. За каждой из камер ведётся круглосуточное наблюдение.
Есть одиночные камеры и камеры многоместные. Естественно, что несовершеннолетние содержатся отдельно.
А вот курят почти все, и, наверное, несладко приходится некурящим, хотя, как заверяют сотрудники, стараются некурящих определять в одно помещение.
Члены общественного совета побеседовали с сидельцами. Жалоб на содержание и плохое питание не было, хотя содержащиеся здесь женщины были явно подавлены своим положением. Характерно, что никто не пожаловался на то, что находится здесь незаконно.
Григорий Филатов.
Фото автора.
"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник


Подробнее...