И всё же это было счастье

К 100-летию амурского комсомола
Нина Квятковская (в девичестве Рослякова) в 1960 году окончила школу имени Фрунзе. Поступила на вечернее отделение физмата ДВГУ, работа на стройке. После окончания университета вернулась в Зею, преподавала математику в школе-интернате, затем работала вторым секретарём Зейского райкома комсомола. Заведовала лекторской группой областного комитета ВЛКСМ, была завучем зональной комсомольской школы… С 1984 по 2010 годы – учитель математики школы № 4 города Благовещенска.
Нина Григорьевна прислала в редакцию «ЗВС» выдержки из «летописи Амурского комсомола», в которых рассказывается об истории строительства Зейской ГЭС. Она пишет, что добрыми словами вспоминает годы, прожитые в г. Зее, где в то время кипела работа на строительстве «первенца гидроэнергетики на Дальнем Востоке» и в первых рядах были комсомольцы-гидростроители.
В начале октября амурский комсомол отмечает столетний юбилей. Сейчас можно по-разному относиться к этой организации, но нельзя не признать, что на счету комсомольцев немало славных дел.
1964 год знаменателен тем, что было организовано управление строительства Зейской ГЭС, а в марте того же года в г. Зею прибыло 16 первых гидростроителей-монтажников, ну а в апреле начала поступать техника.
В сентябре состоялось первое организационное собрание членов ВЛКСМ, на котором присутствовало 156 комсомольцев, но вместе с разворачиванием строительства стремительно росла и комсомольская организация. Комсомольская организация коллектива Зейской ГЭС органично вписалась в областную комсомольскую.
60-е годы – это годы перестройки, которая шла во всех областях народного хозяйства и, что главное, – в психологии людей. В этих условиях комсомолия определила для себя конкретную программу участия в работе и на первом месте было коммунистическое отношение к труду. Жизненное кредо комсомольцев 60-х – не останавливаться на достигнутом, стремиться больше знать и быть готовым в любую минуту прийти на помощь товарищу.
Альберт Кривченко (журналист, корреспондент ТАСС по Амурской области, с 1991 по 1993 годы – глава администрации Амурской области – прим. «ЗВС») вспоминает первые дни строительства: «Морозы в ту зиму стояли небывало лютые. В «зейских воротах» свистело, как в аэродинамической трубе. В этих адских условиях бурильщикам нужно было пройти с трёхсотпятидесятикилограммовыми станками по крутому склону хребта Тукурингры. Чем выше поднималась дорога, тем труднее было работать. Чтобы не скатиться вниз, прокладывались тропы в виде ступеней и на них тросами укрепляли станки… Трубу на вершину поднимали трое рабочих. Вдруг один из них оступился и двое других не смогли удержать трубу, которая поползла вниз. С каждой секундой её скорость увеличивалась. Ещё несколько секунд, и она врежется в компрессорщика Николая Назаревского, разогревающего внизу воздушную магистраль. С места сорвался Федя Спесивцев. Он нагнал трубу, упал на неё грудью и обхватил одной рукой. Ноги его цеплялись за камни, свободной рукой он пытался поймать какой-нибудь выступ на скале. Удалось ухватиться за торчащий камень. Труба ещё проползла с полметра и остановилась».
Альберт Аркадьевич рассказывает, что когда в Зею хлынул грузопоток, на переправе через Уркан образовалась бесконечная пробка, и стало очевидно: мост нужен как воздух. Участок, где начали строить мост, назвали «Романтиком», и возглавил его прораб Виктор Нагорянский. По непонятным причинам субподрядчики отказались забивать сваи в дно реки под опоры моста. За это взялись комсомольцы «Романтика». В рекордно короткое время (приближалась весна, а с нею и ледоход) они научились работать на копрах. Главный инженер Владимир Конько с тревогой просматривал последние сводки об уровне воды в Зее и её притоках. Он не без основания опасался, что сваи не успеют забить и тогда насмарку пойдёт всё, что уже было сделано.
Когда самое трудное, казалось, было позади, стряслась беда: сначала вода хлынула в котлован, который готовили под пятую опору, а через день – под третью. Всю ночь ребята вычерпывали её вёдрами, включили насос, но вода продолжала поступать. Решили огородить шпунтом уже забитые сваи. Работа шла без сна, круглые сутки. От воды и холода трескалась кожа на руках, переставали гнуться пальцы… Когда лёд на Уркане тронулся, на строительстве моста всё было готово. Ребята с прорабского участка победили стихию.


19 октября 1965 года – один из первых трудовых праздников: два с половиной месяца 400 механизаторов и шофёров вели упорную борьбу за право первыми начать отсыпку перемычки низового портала. Победителем оказалась комсомольско-молодёжная бригада водителей Владимира Медведева. Приняв полные кузова грунта, колонна самосвалов тронулась в путь. Двадцатитонный МАЗ вёл член Зейского райкома комсомола Владимир Ращупкин. Вскоре полукилометровая насыпь перерезала русло реки: строители и жители города ликовали.
Но год спустя, в ночь накануне XV съезда ВЛКСМ, начался стремительный подъём воды. Напор был такой силы, что могло смыть перемычку. Люди вступили в единоборство с рекой. По 15–17 рейсов (вместо десяти) делал каждый водитель. Тяжело, очень тяжело, но перемычку отстояли. И никаких передышек.
Хотя по уставу комсомольская организация Зеягэсстроя была политической, но руководство стройки в самые трудные моменты обращалось к комсомолу и делегировало ему решение непростых, но очень нужных задач.
Утром, после схватки с рекой, начальник строящейся ГЭС Алексей Шохин собрал комсомольский актив: «Для развёртывания фронта работ на стройке требуются новые силы».
Отбором пополнения руководитель предложил заняться комсомолу, и не было случая, чтобы в ответ не прозвучало: «Есть!». В итоге задание было выполнено.
Февраль 1971 года. На расчистке скального основания не хватает рабочих рук, но до паводка остаётся 70 дней. Отработав день, стали выходить «на скалу» по вечерам, но и это не решало вопроса. Тогда появляется обращение к комсомольцам и молодёжи организовать вечерние и ночные смены. Обращение обсуждено и принято на комсомольском собрании управления основных сооружений, и рабочие (в первую очередь молодёжь и комсомольцы) после основной работы стали выходить в ночь. Быстро стало сказываться перенапряжение, и тогда Зейский райком комсомола обратился с призывом к комсомольцам города и района. На него откликнулись комсомольцы Зеи, Овсянки, приисков Октябрьского и Дамбуков. После ночной работы ребята выходили в свою дневную смену и никто не просил отгулов.
13 октября 1972 года Зея была перекрыта. А уже в ноябре 1975 года запущен первый гидроагрегат. И в этом немалая заслуга комсомольцев-строителей.
Григорий Филатов.
"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник


Подробнее...