Высота инженера Гориной

У каждого наступает время, когда с прошлым соединяют лишь пожелтевшие чёрно-белые фотографии и память, да ещё редкие телефонные звонки от тех, с кем прошла молодость. Но и они всё реже и реже – уходят друзья.
В наше время непросто встретить человека, который, выбрав однажды сферу трудовой деятельности, всю жизнь посвятил ей, а потому встреча с Зоей Гориной, отдавшей 30 лет работе на Зейской ГЭС, представляла особый интерес.
Зоя Николаевна родилась в г. Зее. Когда начинались изыскательские работы на месте возведения плотины станции, она ещё училась в школе.
«В 1968 году, – вспоминает она, пришла на работу в Зеягэсстрой. Проработала два года штукатуром-маляром. Занимались отделкой только что возведённых жилых домов. Потом меня взяли в отдел ЖКХ техником-строителем. А когда открылась дирекция Зейской ГЭС, стала работать на основных сооружениях инженером-строителем».
Очень активный и целеустремлённый человек, она многого добивалась благодаря своей инициативе. В ту пору такие черты характера были присущи многим молодым специалистам, которые не боялись взять на себя ответственность и окунуться с головой в новое и неизведанное дело. Наверное, этому способствовала сама обстановка, которая тогда была на строительстве. Ведь в то время в Зее сосредоточилось много тех, кто прошёл суровую школу строительства гидростанций в условиях послевоенной разрухи. Немало было тех, кто прошёл по фронтовым дорогам. Может быть, их отчаянный характер и бесстрашие оказывали такое влияние на формирование молодых специалистов.
– Наставники были очень хорошие, – с теплом вспоминает своих учителей Зоя Николаевна. – У них мы многому учились и не только умению работать, но и жить по совести.
В дирекцию Зейской ГЭС Зоя Горина перешла в мае 1972 года, а уже в октябре началось перекрытие реки. Через год пошёл первый бетон и началось возведение гидросооружения. Работать приходилось сутками, посменно. Обедали в столовых, которые были возведены неподалёку от строительной площадки.
Обязанностью инженера Гориной была проверка качества выполнения бетонных работ.
«Не обходилось и без «косяков», – вспоминает она, – и тогда строителям приходилось переделывать работу, но в целом относились к делу очень добросовестно. Нужно понимать, что большинство строителей уже сформировались как специалисты на других стройках. Если кто-то появлялся неопытный, то наставники у таких работников были самые квалифицированные. Недаром в ту пору гремели фамилии известных строителей бригад Евсеева, Дроздова…».

Плотина была построена только наполовину, а уже начался монтаж гидроагрегатов и в ноябре 1975 года был пущен первый из шести. Кстати, завершение работ по возведению машинного зала закончилось с началом пуска шестого гидроагрегата.
«Очень уж активная я была в свои двадцать лет, – улыбается Зоя Николаевна. – А потому меня всегда загружали общественной работой. Неделю работаю на плотине, а неделю (которую положено отдыхать) – обрабатываем документацию в дирекции Зейской ГЭС».
Подумать только, но она десять лет была председателем комиссии по чистоте и эстетике производства. 15 лет состояла в сандружине, 30 лет – в цехкоме и десять лет была председателем цехкома управления.
В молодости всегда уверен, что все неприятности случаются с другими, и сейчас она с улыбкой вспоминает, как, ни секунды не сомневаясь, не единожды поднималась на пятидесятиметровую высоту по вертикальной металлической лестнице, вмурованной в бетон. Но однажды, оступившись, едва удержалась и не упала вниз на торчащие из бетона полутораметровые пики арматуры. Всякое было.
В 1974 году, в числе самых первых, Зою Горину перевели в штат эксплуатационников Зейской ГЭС. У неё даже и табельный номер был шестой (с которого начинался набор). Таким образом, на станции проработала 30 лет и 11 месяцев. За это время сменилось четыре директора Зейской ГЭС.
В 1985 году на станции впервые открыли водослив, для того чтобы комиссионно (в присутствии проектировщиков) проверить его работоспособность. Проверяли на различных режимах в течение 72 часов. В личном архиве Гориных хранится даже фотография, на которой запечатлено это событие. Испытания прошли успешно, и все (судя по фотографии) очень довольны.
Много пришлось пережить коллективу станции. В 90-х годах, которые сейчас иначе как «лихими» не называют, директором Зейской ГЭС был Борис Емельяненко.
«Борис Максимович был очень грамотным руководителем, и на его плечи легла вся нагрузка по сохранению работы станции, – делится Зоя Николаевна. – Помню, что зарплату получали шампунем или постельным бельём, продуктами… Ну, тогда все так жили».
После того как в декабре 2002 года гидроузел был сдан государственной комиссии, начали сокращать коллектив станции. Сначала с полутора тысяч до 1 200, потом до 800 человек. Ну, здесь ничего не поделаешь – необходимо было довести численность работающих до оптимального количества.
Несмотря на возраст, Зоя Николаевна – всё такая же хлопотунья-общественница. Извинилась, что попросила перенести встречу в редакции «ЗВС»: «Нужно написать поздравления с Днём энергетика, переслать по адресам и не забыть никого».
В своё личное время она провела сотни экскурсий по музею станции, неустанно разыскивает адреса тех, кто когда-то возводил «первенец гидроэнергетики на Дальнем Востоке», хлопочет перед руководством Зейской ГЭС, чтобы отметить гидростроителей-пенсионеров... Наверное, сейчас это очередная высота, которую покоряет инженер Горина.
Григорий Филатов.
"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник


Подробнее...