Дефицит

В 70-80-х годах прошлого столетия слово «дефицит» произносили с великой гордостью, если такой удавалось приобрести. В разряде дефицита было все, начиная от джинсов, болоньевых плащей, ковров, сигарет, мыла, масла и многого другого. Разве уж что не относилось к дефициту, так это мечта. А в Бомнаке на празднике оленеводов можно было купить ковер, дорожку, унты и многое другое. В г. Зее по пер. Пушкина был колбасный цех, запах от колбасы был за версту. Теперь, сколько я ни принюхиваюсь, нет запаха от колбасы, хотя в магазинах её полно. К Новому году покупали яблоки, мандарины, в квартире такой аромат фруктов стоял. Сейчас нет. Почему?
Были мы в гостях у родственников в Ленинграде. Зять тёти Шуры работал водителем городского автобуса, был в отпуске. Вечером мы ходили в ресторан попить пива, с собой запрещалось выносить. Но мы по паре бутылок все-таки проносили, спрятав за брючный ремень. Швейцар был знакомым, говорит: «Приходите с дипломатом, вынесете больше бутылок. Но с официантом за чаевые договоритесь, будто вы в ресторане выпили». Дипломат – это такой портфель по вместимости, а по внешнему виду – чемодан.
Как-то сосед Виктор пригласил меня в гости, хотел расспросить о Дальнем Востоке. Вот у него и спрашиваем, где нам купить дипломат, и для чего он нам нужен. А он отвечает, что его жена Тамара работает в кожгалантерейном отделе кассиром. Пошли спрашивать её, сможет ли она купить нам дипломат. А она отвечает, что ничем не поможет. Им, рядовым сотрудникам, такой дефицитный товар не дают. Всё уходит через своих людей на барахолку, но там очень дорого. И проговорилась, что сегодня пришла партия дипломатов – 60 штук по 19 рублей. Научила, как действовать.
Приходим утром к открытию магазина с первыми покупателями и просим встречи с директором. Но пригласили завотделом. В торговый зал вышла симпатичная дама, модно “упакованная” в джинсовую юбочку и пиджак из натуральной кожи. Мы изложили суть вопроса: в магазин поступила партия товара – дипломаты, и нам нужно знать, когда этот товар появится в продаже на прилавке? Она спросила, имеем ли мы право задавать такие вопросы. «Имеем, – говорит ей мой спутник, – я депутат, он – мой помощник. Нам поручено проконтролировать, сколько штук будет продано через прилавок. Нас обязали составить справку к заседанию депутатской группы по вопросам торговых услуг».
Друг стал доставать удостоверение депутата. Женщина сказала: «Не надо» и пояснила, что товар еще не пришел и надо выяснить некоторые моменты с базой поставщиков. «А пока, – говорит, – не имеем права на продажу».
Тамара в своей кабине за стеклом сидела ни живая ни мертвая, не поднимая головы. Наклонялась поправить колготки, переобуться.
Мой товарищ говорит: «Я буду на работе, придет мой помощник».
Я пришел на третий день. Заведующая говорит: «Вас приглашает директор». Она находилась в складском помещении. Стала показывать дипломат со всех сторон, нахваливая эту необходимую вещь. И предложила купить для себя этот дефицит.
Я гордо отказался, сказав, что встану в очередь и куплю, если понравится. «Да понравится, – говорила директор, – продажу решили организовать завтра после обеда. Народу будет много, поэтому дипломат нужно взять сегодня». После долгих уговоров я согласился и отсчитал сумму
57 рублей за три дипломата – два больших, один маленький. Она показала, куда положить деньги. Выходил из магазина через черный ход, пообещал директору, что напишу в справке: через прилавок продано 50 дипломатов. Но директор не согласилась и попросила написать справку на 60 дипломатов.
Приехал на квартиру с тремя дипломатами. Все были довольны и в деталях вспоминали удачно проведенную операцию. Тамара потом рассказывала, что впервые, на удивление народу, был в продаже такой дефицит, и она тоже купила себе дипломат за 19 рублей.
Ну а мы при знакомом швейцаре, за чаевые, выносили более десяти бутылок пива.
Я сохранил эти дипломаты. Посмотрите на фото. А что, вдруг время повернется вспять?
Леонид Серебренников.
"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник


Подробнее...