Душа больницы

Надежда Митюшкина.
Алексей Старицын восемь лет проработал терапевтом в Овсянковской участковой больнице. Практику проходил в 70-е годы прошлого столетия в Зейской ЦРБ. Эти годы медицинской деятельности навсегда остались в его памяти. Его рассказы о врачах-коллегах и краеведческие материалы мы уже печатали на страницах нашей газеты.
Сейчас Алексей Викторович живёт в Белгороде, до сих пор ведет прием пациентов в частной поликлинике.
С удовольствием пишет воспоминания о зейских коллегах. Сегодня его рассказ – о Надежде Митюшкиной. Вся её трудовая деятельность прошла в Зейской больнице. Надежда Васильевна была главным врачом ЦРБ, руководителем Зейского медучилища. За многолетний подвижнический труд стала почетным гражданином г. Зеи.

Надежда Митюшкина, в девичестве Есина, родилась в 1928 году в Рязанской области, в селе Малый Студенец. Окончила Ивановский медицинский институт, педиатрический факультет.
По распределению была направлена в Амурскую область. Так Надежда Васильевна оказалась в наших краях. Её перераспределили еще раз и направили в поселок Бомнак – отдаленное и глухое место. За короткий срок она сумела вывести больницу на достойный уровень по всем показателям.
Её организаторские способности и подготовленность к лечебной работе заметили и стали направлять врача на прорывные участки, где она также успешно справлялась. Доктор побывала на должности директора медучилища, через несколько лет была назначена главным врачом Зейской ЦРБ, где раскрылся её талант как руководителя.
В Зее она встретила свою любовь – Митюшкина. В 1954 году у них родилась дочь Ирина. Надежда Васильевна не оставила работу, а перевезла к себе свою маму. Потом родилась дочь Елена. Семья стала мощным тылом талантливого руководителя и позволила ей полностью отдаться работе.
Дети вспоминают, что мать возвращалась домой с работы в 9-10 вечера. Ей необходимо было присутствовать на всех совещаниях, заседаниях, решать текущие проблемы.
Вот один из эпизодов, свидетелем которого я стал будучи еще подростком. Моя мама была медсестрой и трудилась в доме инвалидов для туберкулезных больных с неактивной формой. Возникали моменты, когда не было директора тубдиспансера, и Надежда Васильевна назначала мою маму исполнять обязанности директора, так как она была коммунистом.
Внезапно среди зимы в одном из корпусов развалилась печь. Мама сообщила Надежде Васильевне, та давала советы, как восстановить. Посоветовала обратиться к больным. В конце концов среди пациентов нашелся печник – кореец. Но у него не было сил, чтобы самому восстановить печь. Больные поддерживали его под руки, подавали кирпичи, помогали класть глину. Так всем миром восстановили печку. И снова ЧП – лопнул чугунный котел, в котором переваривали пищевые отходы (это была обязательная процедура перед кормлением свиней). Мать – в отчаянии. Но главврач подсказала взять железную бочку и варить там. Все получилось. Потом лопнула рама на единственном грузовике, и опять помощь пришла от руководителя. И такое случалось в каждом подразделении – от Бомнака до Юбилейного, и все замыкалось на Надежде Митюшкиной.
До начала строительства Зейской ГЭС в Зее мало возводилось новых зданий. Те организации, которые этим занимались, были маломощные. Поэтому старались сохранять здания, которые были возведены в прошлом.
На территории ЦРБ общими усилиями возвели инфекционное и родильное отделения, но стены в зданиях оказались тонкими и зимой промерзали. Надежда Васильевна отправилась на прием к начальнику строительства Зейской ГЭС Алексею Шохину. Представилась. Алексей Михайлович встретил гостью прохладно: «Чего пришла?». Изложила суть проблемы. Шохин в ответ: «Но я строю плотину». Она просила, убеждала. «Ваши работники тоже лечатся в нашей больнице», – не унималась Надежда Васильевна. Расстались молча, не очень довольные друг другом. Но материалы все же были выделены. Эти два корпуса утеплили и обшили.
Позже Надежда Васильевна перешла в оргметодкабинет и сосредоточилась на лечебной работе. Она организовала плановую учебу всех врачей, почти ежемесячно проводились конференции с докладами по классическим нозологиям, гипертонии, инфекционным болезням, острой патологии брюшной полости. Проводился разбор клинических случаев. В то время дежурили все врачи, и каждый мог встретиться с той или иной патологией во время дежурства.
Когда я уже стал работать врачом, запомнилось, как разбирали случай с ребенком, который лежал в детском отделении. У него долгое время была температура, измененные анализы. Пробное лечение не давало эффекта. Надежда Васильевна, понимая, что ребенка надо спасать, распорядилась отправить маленького пациента в Благовещенск.
Работая в Овсянковской больнице, я столкнулся со вспышкой вирусного гепатита. Докладываю Митюшкиной. Она в ответ: «А что вы думаете об этом?». Ей нравилось, когда у врачей было свое мнение на ситуацию.
Надежда Васильевна всегда была тактичной, никогда не повышала голос, старалась похвалить. За это её любили и уважали. Она была душой больницы. И даже когда вышла на пенсию, к ней можно было обратиться за советом, двери её дома всегда были открыты для друзей и коллег.
Медицина, как говорится, – непаханое поле, её можно изучать бесконечно. Надежда Митюшкина передала свою любовь к профессии дочерям Лене и Ирине, которые выбрали направление акушерство и гинекология. Дочки не подвели свою маму.
Алексей Старицын, врач. г. Белгород.
"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник


Подробнее...