Черняево-Зейский тракт

Развитие дорожной сети – верный показатель индустриализации государства. На рубеже XIX–XX веков на строительство дорог не жалели денег ни в европейских государствах, ни даже на окраинах России. И было то не данью моде, а требованием времени, поскольку именно в это время начинается активное переселение крестьян с западных районов России на Дальний Восток.
Работая в архивах и собирая материал для своих новых книг, наш постоянный автор Виктор Романцов то и дело находит сведения, касающиеся становления и развития г. Зеи и Зейского района. Своими находками Виктор Дмитриевич делится с нами. Благодаря этому мы имеем возможность рассказывать на страницах «ЗВ» о событиях давно прошедшего времени, которые нужно знать и помнить. Известно ведь, что тот, кто не знает прошлого, лишает себя будущего.
В этот раз речь пойдёт о строительстве «Черняево-Зейского тракта». Поскольку говорится о 1903 годе, то оперируется в ней дореволюционной системой мер и весов. В этой связи уместно напомнить, что в сажени содержится 213 сантиметров, а в версте – 1 066,8 метра. И ещё. Попытайтесь оценить те титанические усилия, которые пришлось приложить строителям, имеющим в арсенале тачки и лопаты, а если получится, попытайтесь провести аналогию между прошлым и будущим.
Виктор Романцов пишет: «В связи с планируемым заселением Черняево-Зейского переселенческого подрайона земледельцами-крестьянами, губернатором Амурской области в 1903 году было принято решение о производстве изыскательских работ для строительства гужевой дороги от станицы Черняевой до города Зейская Пристань. Эти работы были возложены на Переселенческое управление, при котором образовано было Управление строительной и дорожной части.
Были определены стандарты на устройство таких трактов: ширина всего дорожного полотна должна составлять четыре сажени, его проезжей части – две сажени, устройство боковых канав (кюветов) шириной 0,5 сажени и глубиной 0,3 сажени.
На болотах под земляное полотно рекомендовалось подкладывать хворост или накатник. Мосты должны быть на сваях и иметь ширину 1,5 сажени. Строительство таких дорог оценивалось в 200–300 рублей за версту.
Постройке этого тракта отводилось важное значение, поскольку в Зейском горном округе планировалось расселить примерно 1,5 тысячи крестьянских семей. Предварительная смета расходов исчислялась в 390 рублей 97 копеек за версту.
В 1905 году были построены первые 45 вёрст от Овсянки до Улунги. Но приёмная комиссия дважды признавала построенные участки непригодными для движения гужевого транспорта. И это несмотря на то, что вместо 390 рублей по смете каждая верста обходилась уже в 646 рублей.
На следующий год достройка этой дороги поручается технику переселенческого управления Преснякову, который увеличивает расходы на версту ещё на 434 рубля. В 1907 году на ремонт этого участка расходуется дополнительно ещё по 99 рублей. Таким образом, верста в конечном счёте обходится около 1 080 рублей.
Но уже в 1908 году построенная дорога требует нового ремонта и, по заключению комиссии, на это необходимо ещё восемь тысяч рублей. Например, на участке от Овсянки до Улунги перечисляются следующие повреждения:
«Верста 82 – на подходе к реке Б. Улунга размыта подсыпка, образованы ямы и сорван ряжевый мост.
Верста 83 – завалились две трубы, 86 – обрушились две трубы, 87 – дорога завалена обрушившимися деревьями, 88 и 89 – завалились трубы, 97 – уничтожена засыпка гати. Мост через Грязнушку не повреждён, но уложенные гать и трубы уничтожены».
Комиссия отмечает, что «мосты делаются на высоких столбах, с расчётом на осадку, но подъездные насыпи садятся раньше и поэтому почти везде между насыпью и настилом провалы. Через множество рек и ручьёв нет никаких переправ, а одна «отчаянность». У Улунги полотно дороги всё превращено в сплошной овраг. Между Зеей и Овсянкой канавы во многих местах размыты и их спасает лишь галька».
Из всего этого делается вывод: «Рациональнее было бы направить средства на более основательное и прочное сооружение дорог на действительно не проездных местах».
К 1908 году Черняево-Зейский тракт с горем пополам был сдан в эксплуатацию на протяжении всех 155 вёрст.
Дорога была введена почти одновременно с завершением прокладки железнодорожного полотна по станции Тыгда. В 1912 году от станицы Черняевой до города Зейская Пристань открылся почтовый тракт. Примерно через каждые 20 вёрст на нём были оборудованы «станки» (стоянки) со всеми хозяйственными постройками для временного отдыха, имелся запас продуктов для проезжающих и корм для лошадей.
На этих «станках» в постоянной готовности находилось пять пар лошадей (в зимнее время) и по две пары летом.
С вводом этого тракта переселенцам в летнее время уже не было необходимости, минуя Черняево, следовать по Амуру до Благовещенска, а уж от него, по Зее, подниматься вверх до Зейской Пристани. Кроме того, почти на 900 вёрст был сокращён путь для переселенцев из Европейской части России.
Но следует также отметить, что постройка этого тракта не полностью оправдала надежды Переселенческого управления. Пригодный для земледелия запас земель в Зейском горном округе оказался не столь значительным. Земли по водоразделу Амура и Зеи мало пригодны для распашки, а по верхней Зее и Уркану их запасы оказались ничтожными».
Записал Григорий ФИЛАТОВ.
"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник


Подробнее...