Ушёл художник

Память
…Художники уходят
Без шапок, будто в храм,
В гудящие угодья
К берёзам и дубам…
Андрей Вознесенский.
Смерть, как всегда, бесцеремонна и внезапна, она не считается с нашими планами и земными делами. На торжественном собрании в честь 40-летия Амурской организации Союза художников России в Благовещенске 28 января Анатолию Ефремову должны были вручать золотую медаль Союза художников России «Духовность, традиции, мастерство». 23 января ему исполнился 71 год, он был полон планов и надежд, болезнь вроде бы отступила… Но 25-го его не стало.
С художником Ефремовым судьба нас свела в конце 90-х, когда он вернулся в Зею с Камчатки. Оказалось, что мы оба учились в одном институте на художественно-графическом факультете, только он окончил его на 8 лет раньше. Общие интересы нас не просто свели, а сдружили. Человек он оказался деятельный, сразу же вошёл в культурную жизнь города, взялся за организацию выставок местных художников. Помню, первые выставки к Дню города проходили даже под открытым небом, работы выставлялись, прислонённые к дорожным бордюрам на площади, развешивались на ограждениях. Анатолий Павлович работал художником сцены ДК «Энергетик» и там организовал выставку. Она имела успех. Так возникло неформальное объединение зейских художников «Палитра», которое возглавил художник Ефремов. Идея о создании выставочного зала занимала нас давно, но только вместе с ним она воплотилась в жизнь.
Анатолий Павлович был не всегда удобен и дипломатичен, без церемоний входил в кабинеты, убеждал, доказывал, требовал, но умел и договариваться.
Мог за какую-то уступку художникам, ради общего дела, свою картину подарить. Совместными усилиями заинтересованных лиц была открыта художественная студия для детей (в детском саду № 4 мкр. Светлого в это время освободились площади), а при ней – картинная галерея. Потом студия переросла в отделение детской школы искусств, а галерея переехала в ДК «Энергетик» и стала выставочным залом краеведческого музея города Зеи. Первым заведующим и экскурсоводом стал Анатолий Ефремов.
Организуя выставки и отбирая работы для экспозиции, он был принципиален, старался отбирать только сильные работы, слабые отвергал.


«Нельзя так, – говорили ему, – художники обижаются, люди уважаемые…». «Нет, – отвечал он, – должен быть уровень достойный, профессиональный». Слово «профессиональный» он любил и задавал высокую планку, к которой художники должны были тянуться, и в этом был прав. Выставочный зал заработал по плану, выставки стали следовать одна за другой – общие, тематические, персональные, живописи и графики, детского творчества и художественной фотографии, в том числе и из Китая. В 2005 году состоялась первая выездная выставка зейских художников в Благовещенск, которую организовал Анатолий Ефремов. Прошла она в выставочном зале, была на достойном уровне. Зейских художников заметили, и по ее итогам сразу трое профессионалов: Ефремов, Седов, Сунцов – были приняты в Союз художников России. В Зее образовался филиал СХР. Установились новые связи с амурскими художниками. Они стали приезжать на пленэр в Зею и привозить свои выставки. Благодаря работе Ефремова горожане познакомились с творчеством известных российских художников. Был создан фонд из работ, подаренных художниками музею.
Много было в то время весёлого, творческого и полезного общения, о котором вспоминается с удовольствием и благодарностью. Анатолий Павлович был организатором совместных пленэров, рыбалок, походов за грибами. Да и были мы ещё молодыми… Очень часто свои удивительные истории Анатолий Павлович начинал словами: «Я, когда на Камчатке работал…». Камчатка его не отпускала, он не мог забыть её, там начался его путь как художника. Камчатка была его первой значительной и серьёзной темой. Серия графических листов «Мифы Камчатки» стали отправной точкой нового творческого периода. Он хорошо знал этнографию, жизнь, быт и традиции камчадалов, поэтому в его листах чудесно сплетены легенды, народные орнаменты, выдумка и художественный замысел.
Новые идеи и планы звали открывать новые горизонты. Его тянуло в центр, в Благовещенск, где выставки, активная творческая жизнь, перспективы. Загрузив старенькую «Ниву» под крышу, он преодолел 530 км до села Черемхово, где находится международная творческая дача Союза художников России. Купил старенький дом, вложил немало сил и средств в его ремонт, но оборудовал себе уютную мастерскую, построил баньку…
В заброшенных деревенских домах собирал старую утварь, артефакты ушедшего времени… Художники из Благовещенска любили приезжать к нему попариться, а он полюбил местную рыбалку, сидел с удочкой – ловил для кошки.
В Черемхове Анатолий Павлович окончательно перешёл на графику. Да и дорого стало писать маслом. Сокрушался: «Три тюбика почти 1000 рублей!». Но в графике как раз и раскрылся как оригинальный художник. Бумага, тушь, цветная подкраска акварелью или цветными карандашами – вот его творческая кухня последних лет. Графические серии имели успех на выставках. Его работы экспонировались в составе выставок амурского Союза художников в городах России и Китая. Именно за графические серии Анатолию Павловичу было присвоено звание действительного члена Российской академии народного искусства. Ефремов не считал зазорным проводить свои выставки в клубах соседних сёл – Ивановки, Константиновки...
Следующей графической серией должна была стать тема казачества. Были и ещё планы: «Готовлюсь взяться за тему «Флора и фауна Дальнего Востока». Ищу форму, эта серия должна отличаться от предыдущих…».
Записывая эти воспоминания по просьбе людей, знавших его, ловлю себя на том, что хочется позвонить ему, спросить, уточнить…
У многих любителей изобразительного искусства нашего города висят дома работы, подписанные Анатолием Ефремовым.
В его доме в Черемхове остались законченные и незаконченные работы. В Доме художника на Зейской в Благовещенске открыта картинная галерея, где можно увидеть его графику. Планируется выставка художника и в Зее, в выставочном зале, который он создал. Выставка, на которую мы обязательно придём.
Известно, что человека будут помнить после его ухода, если он оставил после себя что-то доброе, нужное людям. Анатолий Павлович оставил.
Борис Седов, преподаватель
художественного отделения детской школы искусств г. Зеи
"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник


Подробнее...