Лишняя нагрузка на бюджет
Не поймешь и не оценишь настоящее, если не бросишь взгляд в прошлое.
Существует ли государственная концепция развития культуры? С началом перестройки эти вопросы не поднимали ни на одном уровне власти. Не звучали они и в нынешних предвыборных речах. Выходит, нам, работникам культуры, только позволили существовать на условиях взаимно-необязательных. Минимум государственной поддержки, а там – выживай, если сможешь. А между тем культура – это деньги, деньги – это культура.
Снисходительное отношение к нам создает видимость, что где-где, а уж в культуре жизнь бьет ключом. На самом деле мы отданы на откуп самим себе. Плетемся в хвосте событий, вместо того чтобы работать целеустремленно, на перспективу.
Больной вопрос – кадры и, естественно, зарплата. Общеизвестно, что если профессия престижная – туда идут лучшие, а если низкооплачиваемая – туда идут худшие или «сумасшедшие». Да, в нашей сфере безработицы не существует. Кто разбежится на маленькую зарплату? Вот и берем с улицы, без всякого отбора. А если у тебя диплом училища культуры, то ты вне конкуренции, тогда как сегодня и этого образования недостаточно.
Такова преамбула к непростой теме.
«Золотой век» расцвета культуры в г. Зее выпал на 60–70-е годы прошлого столетия и больше вряд ли повторится. На великую стройку Зейской ГЭС приехали специалисты, можно сказать, со всего Советского Союза: Москвы, Ленинграда, союзных республик. Вся эта огромная армия строителей не только ударно работала, но и хотела разнообразно отдыхать. Крупные строительные подразделения, как правило, имели свою художественную самодеятельность. Тогда это поощрялось. Ежегодные фестивали и смотры были нормой. Там и отбирали номера к праздничному концерту. В каждом таком концерте было пять-шесть номеров разных жанров. Здесь и цирковые номера, интермедии, чтецы, акробаты, чечеточники и даже балет. Глаза разбегались от разнообразия. А песни исполнялись под живую музыку эстрадного оркестра.
Движение КВН бодро шагало по стране. Оно активно внедрялось и в Зее. Чтобы попасть на очередную игру, нужно было зимой, греясь у костра, отстоять всю ночь за билетом. Номера не были постановочными. Все импровизации происходили на глазах у зрителей, что называется, в чистом виде. И это было здорово!
Творческое объединение «Орбита» знакомило население с жизнью и культурой разных стран. Музыкальным просвещением занималось творческое объединение «Октава». А клуб «Пятница» развлекал местную элиту в разных кафе и ресторанах города. Любителей кино обслуживали три киноустановки.
И когда сегодня у некоторых деятелей от культуры происходит головокружение от успехов, мне так и хочется, хотя бы мысленно, отослать их в недалекое прошлое. И тогда, я думаю, оценки их были бы более трезвые, а успехи более зримые.
Вот ведь как, в западных странах индустрия развлечений на втором месте по наполняемости бюджета. У нас же культура всегда была ненужным придатком, лишней нагрузкой на бюджет. Но куда без нас? Праздники никто не отменял. Поэтому много раз надо подумать, кому вверять культурную политику в городе. И уж не случайным людям, как это часто бывает.
Сергей ЛОГУНЕНКО,
заслуженный работник культуры России.
"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник


Подробнее...