За тысячи вёрст виднее?

Прежде чем начать разговор о настоящем, необходимо ненадолго вернуться в прошлое.
Когда в Ленинграде проектировали Зейскую ГЭС, то предусматривалось, что перед заполнением водохранилища от леса будет очищено всё его ложе. Но по какой-то причине утруждаться этим не стали. А когда японцы предложили свои услуги, то наши чиновники отказались. В результате под воду ушли миллионы кубометров деловой древесины, не говоря уже о той, что могла быть использована на дрова.
Впоследствии, когда пассажирские рейсы начал совершать «Метеор», то нередко срубал своими подводными крыльями стволы деревьев или цеплял плавающие брёвна. Уместно вспомнить, что наличие этого транспортного средства полностью решало вопрос сообщения дальних посёлков с районным центром: за восемь рублей можно было за четыре часа домчаться из Бомнака до Зеи.
Сейчас водного транспорта нет (от слова «совсем»), а «Метеор» давно уже сгнил в устье Малого Гармакана. И вот вопрос: как теперь выбраться из Бомнака? Дороги нет, самолёт вот уже четыре месяца не летает, вертолёт наведывался раз в неделю (при наличии погоды), но сейчас и он перестал летать. Вот возможная ситуация: скажем, летом заболел человек и ему нужна срочная медицинская помощь (операция). Из-за непогоды вертолёт прилететь не может, на водохранилище большая волна и на моторной лодке в Верхнезейск не отправишься. Что остаётся делать больному? Правильно, отдать Богу душу, так как ни в Бомнаке, ни в Верхнезейске хирурга нет.
А теперь к вопросу об электроэнергии так, как понимают его жители отдалённых посёлков. В Амурской области работают две гидроэлектростанции. Их турбины бесплатно вращает вода – не нужно ни угля, ни мазута, ни иного топлива. Но тогда возникает вопрос, почему так дорого электроэнергия обходится потребителям? Для сельской местности 2,65 рубля, а для города – три рубля с лишним. А всем предприятиям малого и среднего бизнеса и того больше. В то же время для потребителей из Поднебесной она вдвое дешевле.
«Амурэнерго» за эти годы содрало с населения уже семь шкур и летом намеревается содрать восьмую. А не за горами то время, когда будет установлена норма потребления электроэнергии, и за то, что свыше, будут взимать тройную плату.
Кто в состоянии навести порядок в энергетике, золотодобыче, наземном сообщении, авиации и лесном хозяйстве? Ведь сейчас к северу от Бомнака вырубаются остатки тайги, сохранившейся после двух потопов, устроенных чиновниками из Москвы и Хабаровска. Им-то за тысячи вёрст виднее, на какой уровень поднимать или опускать воду. Когда был СССР, то уровень воды в водохранилище не поднимался выше 315-й отметки, установленной проектировщиками. Сейчас же два рукотворных потопа нанесли государству колоссальные убытки. Характерно, что никто за это не понёс наказания.
Предлагаю губернатору направить к нам своего представителя, ну, хотя бы нашего земляка Алексея Венглинского. Пусть бы он посмотрел на свою малую родину, да и бывшие односельчане задали бы ему накопившиеся вопросы. А я на своей лодке готов доставить его в устья Арги, Тока или Зеи: пусть бы он посмотрел, какая там сейчас течёт вода. Потом провёз бы его километров 15 по Арги, чтобы полюбовался он на погибшую тайгу. Можно провезти и на машине, туда, где орудуют лесорубы, истребляя то, что пока ещё осталось.
При этом уничтожается молодая поросль, которая через 80–90 лет могла стать деловой древесиной и достаться будущему поколению. А может быть, оно (это будущее поколение) окажется умнее нас и дальновиднее: станет бережно сохранять своё национальное богатство? Ну, это навряд ли. Похоже, прокляты мы.
Нужно упомянуть ещё инспекцию рыбоохраны, в которой я проработал восемь лет. Это бедная организация, у которой нет даже вездехода, на котором можно было бы съездить на отдалённые участки. Те самые, где банды китайцев, нарушая правила добычи золота, напрочь загрязняют все речки и ключи. Но нет ни у начальника рыбинспекции, ни у инспекторов полномочий выписать им штраф. Да и что для них штраф в 50 или 100 тысяч рублей – копейки. Штрафные санкции за такие нарушения должны исчисляться миллионами, а при повторном нарушении должен быть наложен запрет на занятие подобной деятельностью.
Нет у инспекции быстроходных лодок и в достатке ГСМ. Когда я работал инспектором, то за год сжигал два бензовоза топлива. А представляете, сколько нужно бензина на всех инспекторов?
Анатолий Венглинский.
с. Бомнак.
"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник


Подробнее...